Гений как воля Божия

Эта книга написана под живым впечатлением от встречи с личностью и трудами нашего выдающегося современника Иоанна Богомила – пророка и духовного наставника, мистического посвящённого, яркого поэта, писателя, музыканта, мыслителя и доброго, любящего отца. Серия биографических очерков поэтессы, писателя Татьяны Минаевой раскрывает многочисленные грани духовной гениальности о.Иоанна, ставшей результатом его посвящения Матери Небесной Премудрости.

Жизнь гения – terra incognita. И горе музыковедам, биографам с их привычным слезоточивым газом для разгона демонстрации распятых гениев…
Чего хотят последние? Чего хотят гении?
Распятые гении хотят, чтобы их услышали!
(Блаженный Иоанн, дневники).

Чем таинственнее человек, тем доступнее. И напротив, чем ничтожней, тем больше напускает на себя тумана, внутри бесконечно страдая, ища совершенства, которое однажды сознательно отверг, изменив Матери Белой Церкви.
Почтенный взгляд на ближнего – признак аристократического нрава и благородного происхождения
’ (из дневников о.Иоанна).

Тайна гения − в особом огненном взоре: всегда из вечности, с осознанием и неким воспоминанием, хранящим опыт прошлого. Слышит музыку веков, помнит их благоуханные ароматы, вкус, цвет.

Гений всегда занят узнаванием, ожиданием встречи из вечности обожаемых ближних, непрощённых врагов, неразоблачённых недругов. Всех недолюбленных и недопонятых, вероятность встречи с которыми в настоящем и грядущем велика.

Задача гения − собрать в единое ожерелье бусины всех чаянных и нечаянных встреч, всех обетов, талантов, воплощённых и нереализованных возможностей. Это требует глубинной работы души и всегда открытого сердца, чуткого слуха, духовного острого зрения, внимания к ближнему и бескомпромиссного знания себя.

Гению присущи уникальный опыт узнавания, память о былом, умение искусно трансформировать все это, воплощать в будущее. Как на волшебную прялку таинственно наматывается опыт страстно́го, всех проб и ошибок, сумма знаний, умений, возможностей. Ткётся новая история принципиально иной жизни – уникальное полотно, квинтэссенция накопленного.

Добрый гений − нежнейшая душа в рыцарских латах

Истинный гений свыше чуток и внимателен на своём пути, как правило, дружелюбен и щедр. Его задача − вернуть, собрать, соединить и повести вслед за собой.

Гений всегда озарён светом грядущего, созерцает перспективу прекрасного будущего. Заботливо окружает себя вещами, предметами интерьера, видами природы, укрепляющими, дающими силы и возможность хранить и созидать себя.

Гениальность − не каприз, позёрство или жеманство, но безупречное многомерное сознание, масштабность, нежелание смиряться с узаконенной ложью в стремлении к совестному началу. Новаторство и бескомпромиссность, и, что часто замалчивается, требовательное отношение к себе, немыслимая для человека плодотворность, взыскательное и неуёмное отношение к миру и тайникам своей души. Всегда любовь, бережное, уважительное отношение к своему духовному сердцу и к сердцам, бьющимся рядом. В противном случае жизнь − как блестящая, краткая вспышка, где гениальная личность растрачивает себя. Гениальность требует внимания, дисциплины, трудолюбия и сакрально глубокого отношения к себе и ближнему.

Наиглавнейшая черта доброго гения – духовная невинность в сочетании с телесной.

Добрый гений − нежнейшая душа в рыцарских латах, Дон Кихот, справившийся со своими чудачествами, сопровождаемый не только верным Санчо Пансой, но и сонмом ангелов-единомышленников. Абсолютная чистота, белое сияние, чистое дыхание. детская легкость, отходчивость и непосредственность.

Следует понимать: гений не личное качество, не сумма наработанных знаний или результат пути, даже длиною в века, а метка Божия. Особый избраннический путь, предначертанность, воплощение неба. Божество в человечьем обличье, ангел, чьи возможности намного превосходят человеческие, приходит на землю не только блистать особыми дарованиями, но выполняет некую таинственную охранную функцию. Небо посылает своих помощников, добрых стражей на землю.

Гениальность − умение чистым, незамутненным оком увидеть особый, третий путь, чаще всего парадоксальный, неожиданный и никогда ранее не рассматриваемый, но именно с приходом такого человека становящийся единственно возможным.

Гений − всегда миссия и сверхзадача, а не удобная возможность продемонстрировать исключительные дары. Дух гения движим не тщеславием или стремлением стать суперпервым, быть ‘над’, а непрестанно открытое миру прободенное сердце.

Истинный гений: нацеленность на гармонию и любовь

О злых гениях: творящий зло не может быть гениальным, и все его изобретения, мнимые плоды и приношения миру – антисфера, окраденная идея, патологическая фантазия, требующая другого определения. ‘Гений и злодейство – две вещи несовместные’, − предупредил А.С. Пушкин. Мир упорно не слышит, умышленно наделяет харизмами, очаровывает, продюсирует ‘талантливый и перспективный’, но фальшивый образ ‘гениального’ зла.

Истинный гений созидает, преобразует, его действия нацелены на мир и расцвет, на гармонию и любовь, но никогда − на хаос, смерть и разрушение!

Гений слышим миром. Предопределен и в назначенный час сходит с неба на землю. О приходе гения всегда свидетельствуют два противоборствующих начала. С одной стороны, ученики и последователи, сотрудники, братство обожающих его. С другой стороны, недоброжелатели, жаждущие только одного – опорочить, оклеветать, изгнать, стереть с лица земли.

Закономерным и промыслительным является то, что, чем больше прикладывается усилий по уничтожению и превращению гения в ничто, тем ярче и самобытнее расцветает его гениальность, раскрываются дарования. Открывается второе дыхание. Только в таких условиях крепнет сознание, выкристаллизовывается уникальная мысль, рождается новое слово.

Миру нередко являли злых гениев, закутанных в праведный, благочестивый хитон: Наполеон, Ленин, Дзержинский, Сталин, Пиночет, Муссолини и даже Гитлер… Не сразу открывался звериный оскал. Поначалу рукоплескали, славили, встречали хлебом-солью. От Наполеона Европа сходила с ума. Теряли головы лучшие представители общества, впечатлённые неслыханным разумом, силой и мощью. Какие перспективы и размах! Но не было любви, и сердечко-то с кошачий коготок, да только мало кто придавал этому значение. Спохватились, ан было поздно – лучшие представители общества расстались с жизнью.

Жаль не внимали А.С. Пушкину, не знали доброго Бога. О добре судили всё больше по сказкам и пророческое предупреждение поэта восприняли как легенду. Думали, что применимо только к истории с Моцартом, а к реальной жизни не относится. Результат рокового непонимания: хруст костей из мясорубки, перемалывающей человеческие судьбы, слышится до сих пор.

Гений всегда больше себя

Гений − любовь, любовь, любовь…

Когда Моцарт размышлял: ‘Что вдохновляет гения, что есть его душа? Ум? Воображение?’ – то с радостной уверенностью отвечал: ‘Любовь – и только!

Истинный гений всегда превосходит себя и никогда не питается злом. Так называемые злые гении − только успешный менеджмент, политиканство, управленчество. Отмеченность тёмными силами сверхчеловеческого порядка. Рациональное, холодное, рассудочное сердце, живущее в режиме жёстких приказов, подчинения других своей воле. Всегда жизнь за счёт других. Своего рода вампиризм, базирующийся на подавлении, страхе и бесправии.

Гениально только то, что побеждает смерть. Пессимизм, шопенгауэрианство, ницшеанство – не гениальность. Не может быть гениальна фатальная предписанность, заканчивающаяся трагической смертью или бессмыслицей’ (из дневников о.Иоанна).

Добрый гений, пусть даже безумный, ещё находит свою нишу в мире, ещё оправдывается его некое уникальное чудачество, особая харизма и находится отклик в сердцах почитателей. Зло никогда не продуктивно, всегда замешано на воровстве. Подобие Люцифера, возомнившего себя архитектором жизни, но без таланта созидать.

Злой гений создаёт свою империю путём заговаривания и умелого перевёртывания. Через заклание чужой души. Излюбленные его методы: интриги, спекуляции, шантаж, лицемерие, подкуп. Всегда кровожаден, разрушителен, революционен и беспощаден. Его ‘созидание’ – всегда разрушение. Первоочередная цель и мечта – лицемерно и триумфально на обломках прежнего мира явить себя, как само по себе уже нечто гениальное. Но поскольку плоды злых дел − всегда выжженная земля, такой ‘гений’ приучает человеческое сознание жить в режиме ожидания, веры в светлое будущее.

Добрый гений неизменно отдает, ничего не присваивая себе. Его добрые, светлые образы и сферы таинственно питают тайное тайных человеческих душ, животворят невидимо и почти неосознанно, в сверхсознательной реальности человека, в светлых и таинственных замках духовного сердца. Прикосновение к гению даёт мощный импульс жить, созидать, творить. Раскрывает внутренний потенциал человека, проявляет скрытые таланты.

Гениальные люди встречаются крайне редко. Они – как поцелуй Бога, личный Его въяве приход. Помазаннические души, отдающие свой гений на благо мира, на добровольное ему служение своими талантами − агнцы, пришедшие на заклание. Величайший смысл их воплощения: призваны победить смерть.

Гений − всегда дух народа, прародина, возвращение к архетипу. Соединение из тысячи мелких осколков целостного, чистого, незамутнённого зеркала сознания человека без трещин и мушиного помета, без кривого видения. Гений глубоко народен. Удивительным образом чувствуя пульсацию духовного сердца народа, тем не менее не привязывается ни к чему националистическому, ограниченному теми или иными партикулярными рамками. Он – вестник для всего мира. Заслуга его всегда в том, что он реализует чаяния миллионов живущих в той или иной стране земного шара. Не местечковый самородок, а гражданин мира.

Жизнь как подвиг каждого дня

Приход в мир гения – дар всему человечеству. Язык его преосенений понятен подавляющему большинству. Творческий результат работы его духовного сердца мистически не нуждается в переводе. Гений не имеет отечества. Можно с уверенностью добавить, что гений − игрок, играющий по новым правилам. Парадоксальным, алогичным, непредсказуемым для всех. Его правила – зашифрованное послание миру, таинственная шифрограмма. Результат ещё должен доказать свое право на жизнь.

Гений, как правило, не просыпается в одно прекрасное утро знаменитым, а испытывается временем по таинственным часам Премудрости. Не нуждается в немедленных овациях, но ждёт своего часа.

Гениальность, если рассматривать её с психологической точки зрения, − ‘высший уровень развития способностей – общих, интеллектуальных и специальных. О её наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Личности гения характерны такие черты, как творческая плодотворность, продуктивность, владение определённой методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений’ (из словаря психолога-практика).

Гении (от лат. ‘genius’, дух; близко к этому исламское понятие джинн от араб. ‘иджтинан’, что означает ‘невидимое сокрытие’) − в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих ‘подопечных’, определяющие характер человека и атмосферу местности.

Считается, что некоторые духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных: отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа − гения. Следовательно, счастливый обладатель гениальных способностей буквально водим духом, имеет уникальную возможность преосенения.

Вот почему требуется осторожность и искусство различения духов! Гений не имеет права на смешанное сознание. Его путь всегда начинается с мощного, провоцирующего момента выбора, заставляющего его раз и навсегда определиться, на чей престол он будет служить и кому принесёт свои дарования. Он всегда знает, каким силам служит.

Умышленно навязывается мнение: мол, гению всё можно, он якобы автоматически освобождён от норм общежития, совести и морали, к нему не стоит подходить с точки зрения общепринятой мерки. Но так говорит перевернутое сознание, тот злой разрушительный дух, которому претит гармония, золотая середина, чьей главной задачей является посеять смуту, устроить хаос, кавардак.

Лжесвидетельствуют и те, кто подаёт опасный образ гения как некоего лежебоки, кому от нечего делать на ровном месте приходят таинственные откровения: остаётся воскликнуть ‘Эврика!’ и дело в шляпе. Можно биться безуспешно в трудах, а потом увидеть, как бы отстраненно, со стороны, знаменитый сон с таблицей Менделеева, или озариться от упавшего на голову яблока… Но всё − по умолчанию − скрывают каждодневный, ежечасный, ежесекундный труд, внутреннее горение, незримую связь с Добрым Промыслом.

Ложь и то, что можно ничего не делать и, минуя первичные, базовые знания, достичь запредельных интеллектуальных высот. Необразованный, скучающий гений, даже рассчитывающий на своё дарование, но ожидающий музу, без внутренней и внешней работы над собой – вопиющая профанация.

Отец Иоанн подвигом всей своей жизни показывает, что гений – великий труженик, преподносящий плоды своих трудов с завидной регулярностью.

Первый признак гениальности – неуёмная работоспособность и чрезвычайная плодовитость. Он не расточает себя по пустякам, не принадлежит себе.

Гений не нуждается в кайфах, подзарядке, допингах, запретной ‘подпитке’ от ближнего (простейший бытовой вампиризм). Он сам – источник света, мощная негасимая свеча, духовное питание для других. Радуется обретению и общению с сокровенным обожаемым ближним, жаждет сакральных встреч.

Непременное условие его труда – мир в сердце, запредельная доброта, влюблённость во все живое. Его жизнь − подвиг каждого дня, драгоценная сумма преосенённых озарений, которые он отдаёт в мир.

Гений тот, кто делает и меня гениальным

Тому, кто находится в непосредственной близи с о.Иоанном, становится очевидным, что он делает другого рядом с собой гениальным. Рядом с ним другой всегда преумножается, раскрывается в своём божественном потенциале. Пусть на короткое время, но человеку даётся возможность осознания величия духа. Как потрясающе сказал когда-то Поль Валери: ‘Гений тот, кто делает и меня гениальным’.

Гений − дар огромного терпения, в первую очередь самого себя, обстоятельств своей жизни, окружения, всех ближних и дальних, своих и чужих. Безучастных и равнодушных рядом нет. Гений − помазанная душа, окружённая сонмом добрых, светлых, дружественных духов, небесных покровителей и верных рыцарей от земли, поначалу обычных странников, возжжённых щедрым светом исключительной личности гения. Подобное притягивает подобное. ‘Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых’. Какой образ несёшь внутри себя, с кем дружишь, кому служишь, в такого и претворяешься − универсальный неписанный устав.

Невозможно оправдать того, кто дерзает замахнуться на гения. И как ненависть (злые глаза, ядовитые стрелы в спину от тех, кто пытается спрятать солнце в мешок, оболгать гения), так и обожание (глаза в глаза, преданная любовь) − два спутника, два прямых свидетельства избранничества, незаурядности личности. Если рядом серая мышиная тень и по другую сторону белое лебединое крыло − никогда не ошибёшься: время гения пришло! Он между ними и весь его путь – борьба не на жизнь, а на смерть. В настоящем, грядущем, и чаще всего своими истоками из далекого прошлого. Ничто не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда.

Люди тянутся к гениальности, жаждут её, внемлют ей. Гениальность − как чудо, как знак руки Божией, особой Его печати, посвящения.

Добрые, неиспорченные люди хотят быть причастными к таинству. Надеются на со-разделение. Инстинктивно влекомые к горнему, вышнему, не считают зазорным послужить, умалиться, – и постигают истину бытия, его величие.

Творения гениев вечны, как природа, потому что основаны на законах творчества, которые вечны и незыблемы, как законы природы, и которых кодекс скрыт во глубине творческой души; а не на преходящих и условных понятиях об искусстве того или другого народа, той или другой эпохи; потому что в них проявляется великая идея человека и человечества, всегда понятная, всегда доступная нашему человеческому чувству, а не идеи двора или общества в то или другое время, у того или другого народа. Гений есть торжественнейшее и могущественнейшее проявление сознающей себя природы, и потому есть явление редкое; не многие века озарялись этими роскошными солнцами, у не многих сияло на небосклоне по нескольку этих солнц…’ (В.Г. Белинский).

В памяти и в личных архивах о.Иоанна хранятся тысячи письменных, стихотворных, устных признаний, где люди возвращаются к моменту первой встречи с ним. Животрепещущие, сокровенные, таинственные истории. Узнавание… вспышка… озарённый взгляд в глубину сердца, души, в лабиринты веков… Глаза, которые в доли секунды считывают всё, предвосхищают, предугадывают, возвращают из глубинного прошлого в сегодня. Безошибочно узнают и безусловно любят. Узнают с первого взгляда, в большинстве своем это узнавание по накопительной идёт уже в течение нескольких жизней, т.е. миссия больше одной жизни, как больше одной жизни сама любовь…

Душа трепещет, ликует: ‘Всё, я нашла – отца, учителя, мастера, друга, мудреца! Я всё нашла. Я вернулась!’, − встала на ту стезю, по которой шла на протяжении многих жизней. Все знаки на пути, ожидания, чаянья, сновидения, предчувствия – все совпало и сошлось. Душа вернулась в отчий дом. Появилась законченная картина бытия, как оправдание и объяснение пребывания в этом мире…

Детство: предисловие к жизни

Как понять, принять и почувствовать отца Иоанна, чтобы в сердце появился некий отклик и какой-то одной знакомой струной сразу откликнулась душа?

Необходимо идти от начала и открыть, что блаженный о.Иоанн прежде всего гений доброго детства. Это о многом скажет и многое объяснит.

Неожиданно и премудро началась судьба удивительного человека. Задолго до его рождения, таинственно и совершенно юродивым, парадоксальным образом, пунктиром наметилось некое предисловие к жизни.

Полотно судьбы отца Иоанна начало ткаться задолго до его рождения − в страшных реалиях советской действительности, подаваемых в то время как героический эпос, но ничего не было от сказки или красивой легенды. Начало его жизни − начало доброй белой саги, или потрясающего нового рыцарского романа – брака с Прекрасной Дамой, Божией Матерью, со всем человечеством.

Иоанн Богомил – один из избранных. На серой мешковине заунывных, предопределённых и страшных будней он мастерски выткал золотую парчу другой жизни, нового, чистого сознания, девственного, незамутнённого видения, и показал перспективы триумфального пути для всего человечества. Это золото в свой час развернётся солнечным богомильским полотнищем, победоносным знаменем, благодатно осеняющим весь мир.

Посты схожей тематики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

   

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта