О Богородичном движении в России (типология)

В религиоведческой литературе большое внимание уделяется типологии новых религиозных движений. В самом кратком виде, можно определить, что Православная Церковь Божией Матери Державная относится к новым религиозным формированиям современной России и является неотъемлемой частью современной духовной ситуации в России.

1 Она принадлежит к отечественным религиозным направлениям иудио-христианского содержания. Большое значение в ней принадлежит духовному лидеру, как и во многих новых религиозных движениях, фигуре харизматической, обладающей даром воздействия на сподвижников (учеников) и простых верующих.

к содержанию ↑

Особенности учения

2 После нескольких лет становления организационная структура богородичной ветви современной России проходит путь своего эволюционного развития: формируются особенности ее вероучения, религиозной практики и организации. Все эти структурные формирующиеся элементы пронизаны не только общими христианскими основами и основами православия, но также ярко выраженным почитанием Божией Матери. Отчасти эта ветвь в православии вбирает в свое учение данные и даваемые в разных частях света откровения Богоматери. Они излагаются не только как отмечалось в публикациях и проповедях, но и в своеобразно формирующемся иконописном искусстве, и в нем проявляются особенности учения богородичной ветви.

3 Помимо изучения «Державного Катехизиса», где в своеобразной форме представлено учение ветви, книг архиеп. Иоанна автору довелось ознакомиться в общинах, в том числе и монашеских обителях, как с произведениями иконописного искусства, так и прикладного.

4 К середине 90-х гг. уже было издано несколько книг, излагающих откровения Богоматери, книги по истории христианской церкви в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви. Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия, церковь начинает также составлять свой Устав, формируя своё устройство. Далее, кратко, на сколько позволяет об в статье будет охарактеризовано учение, обрядовая практика и организационная структура церкви.

к содержанию ↑

Державный Катехизис

5 Итак, что касается учения Православной Церкви Божией Матери Державная, существует обширная вероучительная литература. И эта литература является источником для изучения догматики Церкви. Немаловажным источником к настоящему времени является подготовленный и изданный Церковью в 1997 г. «Державный Катехизис».  Он сосредоточил основы духовных исканий представителей Богородичной ветви Православия. Он же, как и всякий катехизис, сформулировал главные положения её вероучения. Опираясь на »Державный Катехизис«, можно выявить онтологические и гносеологические основы учения, найти ответы на вопросы по христианской антропологии Богородичной ориентации, а также на некоторые вопросы социального учения.

6 Предваряя конкретную характеристику катехизиса, можно сделать главное замечание: он отнюдь не является неким новым вероучительным документом. Скорее всего, в нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери. Вследствие этого катехизис во многом отличается по своей структуре, отчасти и по содержанию, от катехизисов церквей Вселенского Православия, Католической церкви и протестантских формирований. Если сравнить объёмы катехизисов трёх упомянутых направлений с »Державным Катехизисом«, то напрашиваются следующие выводы: среди них, прежде всего, выделяется Катехизис Католической церкви. Это фолиант, имеющий около 800 страниц и включающий четыре части: Исповедание веры, Совершение христианской тайны, Жизнь во Христе, Христианская молитва. Катехизис имеет сложную структуру в своём содержании. Части делятся на разделы, а разделы — на параграфы. Форма изложения — обычная, без задаваемых, как это делалось в старых катехизисах вопросов. Имеются обширные приложения, включающие список сокращений, указатель текстов, тематический указатель. По форме материал катехизиса изложен не столь популярным языком. Он потребует большое количество дней от человека, который захочет изучить катехизис. В противоположность ему, протестантский катехизис (лютеранский — »Артикулы веры и учения«) намного короче, всего лишь около 100 страниц. Весь текст разделяется на параграфы, материал изложен простым языком и параграфы, даже очень важные, к примеру, О Боге, О первородном грехе, О Сыне Божьем, О Церкви, О святом Причастии, О покаянии…, О вере и о добрых делах, изложены очень кратко, некоторые укладываются в один абзац. Наряду с вероучительными вопросами и культовой практикой, эти два катехизиса уделяют большое внимание вопросам социального служения (особенно католический).

7 Что касается православных катехизисов, для сравнения автор имеет два: первый — издан в 1909 г. (авторство его относят к митр. Филарету (Дроздову). До сих пор это дореволюционное издание изучается в современных духовных учебных заведениях Русской православной церкви). Второй — епископа Александра (Семёнова — Тян-Шанского)  — архиерея Русской православной зарубежной церкви. Эти катехизисы также небольшого объёма, чуть более ста страниц. Первый катехизис изложен по традиционной форме — вопросно-ответной. Во втором же катехизисе материал разделяется на части и параграфы. Не имеет традиционной формы изложения. Наконец, общее замечание, касающееся вопросов, связанных с учением о Божией Матери. Во всех только что упомянутых катехизисах большее место этому учению уделяется в католическом катехизисе. В протестантском — Её имя даже не упомянуто. В православном катехизисе. Её имя упомянуто в связи с Рождеством Христовым. А у еп. Александра выделен отдельный небольшой параграф.

8 Православная Церковь Божией Матери Державная, как отмечалось, подготовила «Державный Катехизис». По объёму он не отличается от протестантского и православных катехизисов. Однако имеет большие отличия от всех вышеназванных по форме, по структуре и содержанию. Весь его материал разделён на девять глав. Первая глава отведена не учению о Боге, как в других катехизисах. В ней раскрываются две традиции Православия: святое старчество и иосифлянство. Далее идут главы: Учение о Боге, Эсхатология, Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией Матери, Учение о Непорочном начале, Миссия Божией Матери в последние времена, Учение о «Державной», Экклесиология, Мистическая Экумена — путь единения церквей. Оригинальность данного катехизиса, прежде всего, состоит в том, что таким учениям, как о Боге Троице, о Христе, о Святом Духе, о Церкви, о Божественной Благодати и Таинствах, о духовной жизни христианина он уделяет небольшое место. Богословы этой структуры, Богородичной ветви считают, что фундаментальные положения веры изложены в других богословских сочинениях, но действие Духа Святого различно для людей в разные времена.

9 Не прекращаются и откровения Богоматери. Следствием этого и является продолжение и развитие прежде изложенного учения. Богословы также считают, что и здесь не должно быть некой закостенелости. Таким образом, большая часть катехизиса посвящена учению о Божией Матери. Попадается редкая страница, на которой не упомянуто Её имя. По форме изложения катехизис напоминает католический и православный, а также еп. Александра. Только в редких местах задаются вопросы и на них даются ответы. «Державный Катехизис» пожалуй вряд ли призван для популярного научения вере своих последователей. Скорее всего, это теологический трактат, в котором излагаются истины Церкви. В нём же представлены и апологетика, и сравнительное богословие. Катехизис проникнут ещё духом критицизма в отношении к православной церкви, имеющей название «Русская православная церковь (Московская патриархия)». В книге подробнейшим образом излагаются экскурсы в её историю. Язык катехизиса или стиль включает и некоторую публицистичность, и строго выраженный теологический язык. Одновременно он пронизан мистическим содержанием через изложение откровений Божией Матери, причём данных не только Иоанну Береславскому, но и другим пророкам и вероучителям Православной и Католической церквей.

к содержанию ↑

Евангельские основы

10 Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной, традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения. С этой стороны наиболее оригинально у церкви выглядят такие учения, как о Священном Писании, о Богородице, о новой Богородичной церкви, об иерархии, о преображении, о душе, о таинствах, о втором пришествии Христовом и об антихристе, о мире и историко-философское учение, имеющее преломление во взгляде на русскую историю — гражданскую и церковную.

11 Как известно, своё развитие христианское вероучение получило на основе Священного Писания и Священного Предания. Если во всех Поместных православных церквах Священное Писание и Священное Предание считаются равноценными, в богородичной церкви делается акцент и на письменные труды святых отцов и на развитие устного предания, которое приравнивается к Священному. И ещё считается, что постановления древних Соборов были уместны для времени их проведения. Однако в Священном Предании уделяется большое внимание изучению творений отцов церкви и других святых, их житиям, а так же изучению откровений Иисуса Христа и Богоматери, даваемых разным людям в разных странах в разные времена. Откровения же Девы Марии, данные архиеп. Иоанну считаются дополнением к Священному Писанию и к Священному Преданию. Как считает Церковь, Ветхий Завет — это слово Бога-Отца, Новый — Бога-Сына, посланного Отцом, а откровения Богоматери — это слово Святого Духа, говорящего Её устами, продолжение и более полное раскрытие Нового Завета. По учению Церкви Бог обращается к людям в разные периоды истории по-разному, поэтому откровения Богоматери — это обращение к сегодняшнему человечеству, а так же и к будущим поколениям. В одном из Откровений Дева Мария сообщила архиеп. Иоанну, что многое, что Она передает ему, не знают даже святые, они слушают его проповеди, находясь в небесных сферах.

к содержанию ↑

Почитание Богоматери

12 Пожалуй, главное, на чем делает акцент богородичная ветвь, это на том, что в официальной православной церкви пресекается традиция усиленного почитания Богоматери. Между тем оно в прошлом существовало, и его приемлели святые церкви и другие подвижники. Современная богородичная ветвь ратует за возрождение прежнего почитания. Тем более откровения Богоматери продолжаются.

13 Действительно, уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих Отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это сильное почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов. К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника. Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери немало из которых стали чудотворными. Упомянутый спад почитания Богоматери может иметь свои объяснения. Прежде всего с началом секуляризационных тенденций как в Западной Европе, так и впоследствии в России; с той несвободой церкви, подпавшей под власть государства; и наконец с постепенным общим упадком духовности, с наступающим ее кризисным состоянием.

14 Богородичная ветвь в России, делая акцент на возрождение прежнего почитания Божией Матери, стремится исправить положение. Насколько ей это удается и удастся, пока трудно об этом говорить.

к содержанию ↑

Иконопись

15 Таким образом, церковь считает, что она своим вероучением возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком, «рода Адамова». Эти идеи находят отражение также в иконописном искусстве. Автору довелось скрупулезно познакомиться с многочисленными произведениями в храмах и обителях (монастырях). Много в них было выявлено оригинального в отличие от традиционных образов, но многие идеи учения представителей современной богородичной ветви непосредственно связаны с образом Божией Матери. Через символику, образность проводятся части не только сугубо теологических учений, но и социальных и историосовских и еще многое из всего этого связано с отечественной историей и будущим России.

к содержанию ↑

Державная икона Божией Матери

16 Одной из наиболее чтимых икон в церкви является Державная икона Божией Матери, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям, её явление произошло 15 марта 1917 года, в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола. Известно, что эта икона была найдена в запаснике, чуть ли не на чердаке, храма Вознесения Господня в Коломенском под Москвой. В ночь перед днём обретения иконы, женщине, которая указала её местонахождение, во сне явилась Пресвятая Богородица и указала, где следует искать икону. На иконе изображена Божия Матерь с регалиями царской власти — скипетром и державой, с младенцем Иисусом на руках. На некоторых копиях иконы можно заметить даже то, что Младенец движением Своей руки препоручает державу Божией Матери. Такого изображения Божией Матери древняя традиция не знала. Священники ПЦБМД говорят, что это не просто икона, когда-то забытая, а потом обретённая, а преображённый образ Божией Матери Оранта (Знамение) на которой Божия Матерь изображена без Младенца, с распростёртыми руками. Она является уже в новой ипостаси — Богомладенец рождён, весь мир и Россия в частности, входит в новую эпоху. Смысл её явления именно в час отречения Императора в том, что Богоматерь взяла в этот момент власть над Россией в свои руки. Божия Матерь образует среду, в которой дьявол не может действовать. Она пришла в мир для того, чтобы помочь человечеству победить грехи и пороки, овладевшие им, Её Царство — это Царство Святого Духа. Вместе с тем, Богоматерь при любом подобном событии, при любом откровении просит исполнить Её волю и предупреждает о том, что будет, если не исполнить Её просьбу. Как правило, Её явления остаются замеченными только самым узким кругом людей, Её воля не исполняется, мир преследуют трагедии. Трагические события, последовавшие за этим явлением — следствие того, что преображение иконы не было никем замечено. Люди, почитавшие этот образ при советской власти, расстреливались без суда.

17 В ПЦБМД существует много копий этой иконы, они могут различаться фоном, на котором изображена Богоматерь — это может быть синее небо, где справа и слева от Богоматери изображены ангелы, а над головой — Святой Дух в виде голубя. Иногда на небе можно увидеть изображение радуги — символа завета Бога с человеком, существуют иконы, на которых Богоматерь изображена на фоне Собора Василия Блаженного и Вознесенского храма в Коломенском.

к содержанию ↑

Жена облечённая в Солнце

18 В Тверском храме хранится ещё одна, так же наиболее чтимая икона Божией Матери «Жена облечённая в Солнце». На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца. В одной Её руке — ковчег, в другой — копьё, которым Она пронзает змия. Согласно учению Церкви, икона, связанная с будущими социальными преобразованиями, символизирует тайну рождения свыше, наступление Богоцивилизации. Бог желает преобразить мир, в муках и скорбях изменяет человечество. В муках рождалась церковь на Соловках, почти через 80 лет она явилась в мире. Так и всё на земле — скоро всё будет новым, останется только то, что благословляет Бог, то, что уже имеет черты Царствия. Это, пожалуй, является сущностью упомянутой Богоцивилизации.

к содержанию ↑

Хоругви

19 В церкви Божьей Матери немало оригинальных образов можно встретить и на хоругвях. Хоругви — знамена, на которых мистически отображены духовные события. Изображения на них также представляют большой интерес и проникнуты символикой. В резиденции архиеп. Иоанна хранится хоругвь с изображением Богоматери, подавляющей змия — Богоматерь изображена на фоне солнца, стоящей на голове змия, в руках Её — Младенец Иисус Христос. Это иллюстрирует событие последних времён — победу войска ангелов, во главе которого встанет Царица их и всей Вселенной — Божия Матерь над Антихристом.

к содержанию ↑

Богослужебная практика

20 В богослужебной практике Церковь, при сохранении традиционных средств (атрибутики), символики таинств, вносит также некоторые особенности. Значительно претерпел изменения чин богослужения — литургия, прежде всего внесением в нее инструментальной музыки, звучащей на современных музыкальных инструментах, элементов хореографии, мануального выражения религиозной эмоциональности, введение скульптурных изображений, в частности, Девы Марии, новых иконографических сюжетов в иконописании, акцент на молитву и обучение ей верующих непосредственно на литургии, импровизационное произнесение текстов, внесение в них реалий из современной жизни — все это, по мнению вероучителей церкви, приближает верующих к объектам почитания, пронизывает сердечностью душу верующего и заставляет сильнее переживать свои отношения с Богом-Троицей, с Иисусом Христом, апостолами, святыми подвижниками.

21 Пройдя недолгий путь эволюции и утверждения, дойдя до численности в несколько тысяч человек — приверженцев, имея около ста священнослужителей и чуть меньше ста общин, рост этого формирования не наблюдается, при всем при том отношение к нему не малого числа представителей общества, государственных структур и со стороны Русской православной церкви граничит с отношением негативным. Архиеп. Иоанн в своих выступлениях беспрестанно сетует на то, что голос его организации многие не слышат, он замалчивается в средствах массовой информации, и высказывает по этому поводу свои огорчения.

22 К настоящему времени организация богородичной ветви русского православия зарегистрирована в органах Министерства юстиции РФ как самостоятельное независимое религиозное объединение под названием Православная церковь Божией Матери Державная. Она имеет свой внутренний устав и зарегистрированный устав в органах юстиции.

к содержанию ↑

Иерархия

23 При всем критическом отношении к церковному институционализму богородичная ветвь имеет свою некую иерархию. Хотя ее представители настаивают на том, что в организации все-таки нет того резкого деления членов на мирян и духовенство. Со стороны религиозных отношений этот разрыв на много меньше, как утверждают представители богородичной ветви, чем в официальной церкви.

24 Действительно заметно стремление к установлению братских сердечных отношений между ними, то есть к единению во Христе. К примеру в Церкви не употребляются некоторые формы обращений к духовенству, в которых заметно сильное выделение из церковной среды, не употребляются такие формы обращения как: Ваше Высоко Преосвященство, Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие. Даже не существует такого обращения «владыка» к Епископам, а просто «отец». Предстоятель Церкви имеет сан архиепископа. Епископы во время хиротонии (их около 10) не получают титулов, включающих географические названия. Епископ, насколько надо понимать, выполняет регулятивную и интегрирующую функции на ограниченном географическом пространстве, где имеются общины и престолы. В настоящее время в Церкви епископов, священников, диаконов — до ста человек. Многие из них получили высшее светское образование и только за редким исключением — богословское, которое продолжается беспрерывно. Некоторые священноцерковнослужители (таких немного) перешли в богородичную ветвь из других религиозных формирований, преимущественно из православных, среди них есть священнослужители, вышедшие из катакомб и Русской православной Зарубежной Церкви.

к содержанию ↑

Контакты за рубежом

25 Расширяя свою миссионерскую деятельность, Церковь продолжает налаживать контакты с представителями Марианского движения за рубежом. Как было отмечено, такие контакты существуют в частности с марианами Римско-Католической Церкви. Прежде всего можно говорить о таких странах, как Испания, Италия, Хорватия, Израиль, Япония, Украина, Австралия, Белоруссия. В некоторых странах действует священнослужители, получившие хиротонию от Богородичной ветви русского православия.

к содержанию ↑

Вывод

26 Итак, Богородичная ветвь русского православия сохранила в своей основе традиционную структуру церкви. Как это и принято в православии она живет по своему уставу, по уставу осуществляют свою деятельность её отдельные организационные структуры. К особенностям в организации церкви относится не та форма, в которой церковь существует, а содержание отношений между духовенством и мирянами и в целом между всеми членами церкви. Чем отличаются эти отношения — это, прежде всего простота, душевная близость, более сильная связь между членами церкви. Духовные лица, имеющие сан, отнюдь не выступают здесь как некие князья церкви или начальствующие (это одна из черт институционализма, которую и стремится упразднить Церковь Божией Матери), они выполняют именно функции наставников, помогающих верующим в молитвенном евхаристическом общении.

00

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Осталось символов: 1000

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта