Когда Бог слышит – никто тебя не слышит
Один. Один на один с Богом, Который есть и когда Его нет. Это схима. Один и вечность. И щит гробовой от этого самопожирательного, взаимоистребительного мира.
Когда Бог слышит – никто тебя не слышит. Первый пример тому – Сын Божий в Евангелии. Евангелие все на паузах, шипах, крестных воплях в пустыне. По сути, 33 года в сфере адамической пустыни.
Или я с любимым моим св.Серафимом (Поздеевым) проживаю Соловки? Им было так? Бетонная тюрьма. Одиночество. Боже, почему так одиноко?
Монашество в миру возможно при условии огненной ревности.
а) мир побеждать
б) мира не замечать
в) миру благовествовать.
Если не а), б) и в), затянет и Духа Святого лишит.
Без молитвенного щита нечего делать монаху в миру – съедят. Убивают из-за слабости щита молитвенного.
Евфросинии. Теперь Христос пустыни – Иоанна Креста. Ночь духа не отступает… несмотря на светлые гимнические озарения.
Я знал Евхаристического Христа, в откровении, метаноического от св.Левой отбиваться от паразитов в церкви, правой путеводить.
Господи, не оставляй. Кто я без Тебя?
Блез Паскаль показался скучным. А когда-то трогал. Дневник технократа от религии.
Бог, должно быть, любит, когда мне больно – остро в Нем нуждаюсь… Когда ничего не могу, ни писать, ни исцелять, ни молиться, ни поститься – так я Ему дороже. Так? Благослови.
Днем Серафим Поздеев говорил. На Синайской горе Божия Матерь Скорбящая. Молиться удается в сфере Духа. Недолго. Псалтырь.
Господи, уже не могу жить ближними только. Ты не оставляй. Кто я без Тебя? Ты знаешь. Стыдно. Больно. Крик в вечность. Услышьте!!!
Господи, Ты не скорби. Не оставляй меня. Блаженство слышать Твой голос. Другого не надо. Из-за этого боль ‘в пространство’[1]. Слух терзается.
Я пишу дневник потому, что это моя молитва Богу!
Ничего не помню! Иерусалим, Тверь. Хельсинки. Михайловское…
Тайна креста
Тайна тетраграмматона:
Я есть [Который]
и когда Меня нет
есть
Т.е. тайна креста: Его всегда присутствия в аду (внутреннем!!!). I есть – благодать, день, солнце, II есть – ночь, луна. Солнце во дни и луна ночью (пс.135).
Священник Волконский ошибается: догмат не правило, а обряд – не ‘сказочная’ обязательность. К стяжанию Духа Святого имеет отношение не буква (институциональный догмат и обряд), а тайны и печати. Как их получить? Бог весть. А циркулярная церковность (уставы, правила) – ‘Бог несть’… Тайны.
Нельзя видеть веру институциональными очами. Лучше ослепнуть и кричать. Слепому – прозреть! Взыскание выше догматов и плач о Господе – обрядов. Плач и без обряда просвещает, а обряд без сердечного участия – смертоносные буквы.
Бог есть. Авва. Четверобуквие выше всего, что может ум человеческий. И вера питается от тайн Божиих, Духом открываемых, а не от папских печатей.
Тяжело без тебя, матушка моя. Помогай. Пост, псалтырь, поклоны раздал щедро, а сам остался ни с чем. Сети. Ослабли силы. Слишком вовлеченность в церковное целое ослабляет личную волю? И здесь мера? Но крест не знает (превосходит) меры. Как быть? Срываться? Падать?
Подниматься. Идти дальше.
Кругом благоухание мощевое: плащаница, мироточащий крест. При чтении псалтыри небесный запах усиливается. Кругом чудотворение. В метре надо мной на деревянной перекладине серафимова ‘Скоропослушница’, икона, взирая на которую святой владыка Серафим, архиепископ Соловецкий, плакал ночами в ссыльном Бузулуке. Справа от иконы его портрет. Фредерик Шуберт[2] в дни своего пребывания в России советовал молиться на портрет именно, а не на икону. На нем живой Серафим.
Но ничто не работает. Чем больше святых, тем кошмарнее мгла преисподней.
харизмы, иллюзии, преимущества. Все то, чего нет перед судом имени Божия. Если расшифровать ключом тетраграмматона слово крест, выйдет ‘Христос есть’.
Крест, крест судит нас, отнимая последовательно то, чему не найдется места на небесах:Страстно́е бытие прекрасней невинного младенчества. Ласковое радостное дитя резвилось на лесной полянке с мятой, колокольчиками и ароматами. Но пришел час, когда и Анна-Екатерина Эммерих[3] возлегла прикованной к постели. Видения не прекращались, но свидетельствовала о них уже полупарализованная нищенка на постели со смятыми простынями. А Брентано, знаменитый в Германии поэт, оставив полированные полы и блестящую библиотеку городской квартиры, упокаивался у ее ног, записывая и расшифровывая невнятные звуки.
Крест есть, и ничего, кроме креста. Крест – высшая реальность, превосходящая прочее.Преисподний опыт имеет одно преимущество: слова его выразить не могут. Да и нет никакого желания говорить на языке Федора Михайловича и газеты ‘Культура’. Эпилептические муки Достоевского сменялись часами пророческого просветления ума. Подлинно преисподний опыт исключает их. Забрезжит ли свет в темнице? Да. Но душа уйдет в иное блаженство. И пренебрежет запечатлять субботний покой креста на языке дневниковых записей. Даже авторы апокрифических писаний не вели дневников, не говоря о Христе и апостоле Иоанне. Лучшее в христианстве не дошло до нас. Лучшие души уходят бесследно из этого канцерогенного резервуара, именуемого бедной нашей землей, из сего концентрационного лагеря для перемещенных лиц с его аэропортами где-нибудь на границе Испании с мировым океаном. В полуметре от пропасти пересадка на другой самолет.
Не пришелся ко двору пророк. Горькая притча. Подвергла Россия бойкоту светильника. Ну и сиди во мраке! Отвратительно-смрадные неоновые рекламные щиты не спасут тебя от безумия надвигающейся катастрофы.
мамоной. Ползает на животе, питаясь прахом. И магазины “Все для тела” оборачиваются какими-нибудь тридцатью таблетками сьюсаидального димедрола. Принял снотворное и упокоился навеки при переходе в лучший мир.
Сколько еще будут рыскать в полуночной московской тьме шестисотые мерседесы, эти безмолвные металлические звери современной апокалиптической пустыни? Съеден человек телевидением, развратом, нарко, одиночеством,Я имел столько сказать вам, дети мои. Скажет крест деревянный, кричащий, лежащий на моем сердце. Как и положено в пустыне, перед глазами – ни Евангелия, ни пра’вильника, ни иного книжного светильника. Псалтырь плывет, точно написанная китайскими иероглифами. На третьем поклоне падаешь замертво на пол, устланный старыми одеялами, и на тебя опрокидываются все иконостасы бездействующих храмов, погребая под своей неуместной и отвергнутой миром благодатью.
Гефсимании удел – страдать за грешников. В вавилонском плену повисли лиры на ветках деревьев. Не просите петь больше. Не до песен бывшим гуслистам (Пс.136).
Если бы душа могла входить в псалтырь! Как после этого: был на волоске от падения, но Господь принял меня – ‘отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя’ (Пс.117:13). Если бы иметь Евфросиньину крепость, уста Ефрема Сирина, слезы Симеона Нового Богослова… О, если бы! НоГрядут перемены к лучшему, и Россия украсится мирными цветами, верю. И глас Господень будет звучать над этим преображенным городским морем с колышущимися кустами. Молодежь будет валом валить к святым, сходящим из Царствия. Одна Евфросиньюшка запечатает все врата люциферовы, спровоцированные храмовыми тарантулами. Церковная инквизиция уйдет на адское дно, не покаявшись, словно и не было ее. И слава Богу. Свет воссияет. Легко станет дышать, пророчествовать, исповедовать веру, радоваться о Господе.
Преисподняя смиряет. Хорошо. После преисподней теплота и мир.
Никто не звонит вот уже 20 суток. Телефон звонит бесперебойно. Гости, совопросники. Гефсимания[4] гудит и вот-вот либо провалится под землю, либо поднимется к небесам. На ржавой, прогорклой земле и ей не находится места, как не нашлось его полчищам красного дракона после проигранной битвы на небесах (Откр.12).
‘Горе вам, живущим на земле’ – звучало в моем воспаленном мозгу с двух до четырех ночи. И видел, как к десяткам подъездов приплывала скорая ’03’, ульяновские автобусы цвета хаки. Оттуда поспешно выбегали доктора и санитары и суетились о ком-то, безмолвно кричащем во вселенной, как если бы могли ему помочь обезболивающим или просто ласковым словом.
Я б еще подарил тебе несколько минут телефонного разговора, если бы не съела меня апокалиптическая тоска и не началась боль сердца.
Время поклонов прошло. Не хватает на них подвижнической воли. Или сработала анафема обрядоверов-буквоедов? Душа от них бежит, оцепеневшая от яда. Свиток, проглоченный пророком Иоанном (Откp.10:10), был горьким во чреве и сладким, как мед, на устах.
Боже, как хорошо, что уже 8 утра и в комнате полумрак. Как уютно, как тепло под одеялом с телефонной трубкой у правого уха, с ласковым сердцем собеседника вдали. ‘Доброе утро. Живой еще. Давно проснулся? Не знаю. Год назад. Год назад! А? Да!‘
Затравленная душа покой ценит, как ничто. Я в преисподней, в городской прогорклой преисподней. Скорби погасили человеческие долги. Искупили они мои грехи и помогли кому-то безрассудному и немощному.
Боль сосредотачивает, уводит из порядка мира, акцентирует на чем должно и окружает защитною стеной. Когда-нибудь экзистенциальный философ третьего тысячелетия напишет трактат о мистическом смысле боли прободающей.
В аду нет спроса за совершаемые грехи. Ад так же запределен земному эмпирическому опыту, как восхищение в рай.
Господь хранит нас и церковь ширится
Да, когда меня сковывает каменный холод, ужас и озноб, мнится, что церковь цепенеет и погибает. Но Господь хранит нас и церковь ширится.
Сосредотачивает боль, пронзительная, вселенская. Прободает она все пространства, запечатанные в мирском обычном состоянии.
Кого благословит Господь адским опытом, с того ничего не спросит, даже если кричать будет безудержно, судорогами ходить плотью, связанный по рукам и ногам. Слезы скажут за себя и оправдают. Уже грехи не в счет. Запредельно плохо.
Сколько любил ездить за границу – всегда странником: без номера в отеле, без знакомых. Приезжать в никуда. Ходить по улицам неведомо куда, зачем. А если приезжал по программе с зарезервированным номером отеля – считал, что как бы в чужой плоти странствую. Не то.
Не видеть – тоже видеть
Слепота – иная сторона зрячести. Когда видишь Небо, зрение обладает свойством невинности. Не видишь ничего дурного ни в ком. Не видеть – тоже видеть.
Этот репортаж – из царства Креста. Из его сферы, доступной тем, для кого Господь – не праздное Евангелие и не лютеранско-люциферианское концертино с вокалистами по нотным записям в аккуратных одеждах. Тем, для кого Христос – крест над пустыней мира и безмолвное “о-о-о”, прободающее пространство.
Я за один день двадцать лет отсидел.
Я за один день на двадцать лет поседел.
Пожалуй, самое важного для любого верующего, это уметь правильно молится. Сравнительно недавно, т.е. 20-30 лет назад, когда у нас в обычной конфессиональной православной церкви, ещё были немногие старцы, вроде матушки Нилы Воскресенской или о. Николая (Гурьянова) Псковоозёрского, то нередко паломники, которые к ним постоянно, приезжали со всей России за советом или наставлением, задавали им вопрос: А как нужно, правильно молится, что Господь слышал твои молитвы и каждый раз, обязательно на них отвечал. И чтобы Господь, или тебе давал по твоей молитве то, что ты у него просишь, или если ты, в чём то не прав перед Богом, то тогда, Он давал бы тебе со временем понять, что другое тебе нужно, если не то, о чём ты его попросил в молитве. А здесь, сам о. Иоанн Береславский как, раз даёт нужное наставление о том, как правильно надо молится, чтобы быть услышанным Богом.