Конфессиональный ландшафт
Один из моих коллег социологов религии подготовил к печати оригинальную географическую карту под названием “Конфессиональный ландшафт современной России”. На ней места, где действуют религиозные общины, обозначены символами: буддистские цветком лотоса, иудейские шестиконечной звездой, мусульманские звездой с полумесяцем, индуистские символом АУМ, перстневым символом религии бахаи и т. д. Наиболее широко представлен крест – символ христианства. Коллеге я заметил, то, что он изобразил, очень впечатляет. Если сравнить современное количество религиозных объединений с доперестроечным временем, то их стало гораздо больше. “Да, как грибы выросли после обильного дождя” – заметил коллега.
Позднее, как мы расстались, размышлял над метафорой – “обильного дождя”. Говоря сугубо религиоведческим языком, надо иметь в виду чрезвычайно изменившуюся за текущее тридцатилетие социально-политическую обстановку и религиозную ситуацию в стране. Законодательство не только декларирует вероисповедные свободы, но и в основном гарантирует их. С другой стороны, при выполнении религиозными объединениями гражданских законов, власть предоставляет им возможность действовать, согласно своим внутренним уставам. Более того, им выделяется земля для строительства культовых сооружений и других необходимых строений. В прошедший советский период по решению властей центральной и местных больше сносилось зданий религиозного назначения, чем строилось. Просьб на регистрацию общин и строительства для них зданий поступало много. Однако власть отвечала чаще всего отказом.
Богоматерь на фоне равностороннего креста
Уже в 90-х годах ХХ века благодаря положительным переменам в отношении государства к религии и церкви стала меняться и религиозная ситуация. Вот откуда на упомянутой карте такое обилие религиозных символов. На территориях некоторых городов, как видно, насчитывается до нескольких десятков только христианских символов. На той же карте мною были замечены также графические изображения иконы Богоматери на фоне равностороннего креста. В таких местах как Москва, Тверь, Санкт-Петербург и в некоторых других. Так социолог религии обозначил нахождение в тех местах общин Православной Церкви Божией Матери Державная (далее – Церковь Божией Матери или ЦБМ).
Для религиоведения ЦБМ, несомненно, представляет большой интерес. Церковь своим возникновением и существованием подтверждает один из главных выводов науки о религии о том, что та или иная мировая религия (в данном случае христианство в его православной конфессии), возникнув в обществе и превратившись в традиционную, претерпевает эволюцию, т. е. в ней происходят изменения. Не говорю пока о догматике, религиозной практике, но именно о том, что некогда сформировавшись как целое, она претерпевает разделения. В разных религиях им даются разные названия. В христианстве утвердилось понятие конфессия. Их три – православие, католичество, протестантизм. В свою очередь в них есть свои деления. В двух первых – церкви, в протестантизме – церкви и независимые общины. Наиболее разделен протестантизм, меньше – православие, и совсем мало – католичество.
От вселенского к альтернативному православию
Разделения в христианстве продолжаются. В частности, в ХХ веке во Вселенском православии утвердилось несколько поместных автокефальных (юрисдикционно независимых) церквей. От первых веков христианства до конца ХХ века их стало 15. Все они находятся в каноническом и евхаристическом общении.[1] Но есть, в отличии от Вселенского православия, еще так называемое “альтернативное православие”. Таким религиоведческим понятием можно определить христианские объединения, позиционирующие себя как православные. Их приверженцы приемлют Никео-Константинопольский символ веры и все семь таинств. Однако по различным причинам, догматическим, церковно-каноническим, социальным, социально-политическим, не находятся под юрисдикцией каких-либо автокефальных поместных церквей Вселенского православия, не имеют с ними канонического и евхаристического общения. Но имеют особые воззрения по отдельным положениям учения, сформировавшегося к IV веку в христианской церкви, на ее богослужебную практику и институционализм. В альтернативное православие входит и немалое количество приверженцев – до 50 млн[2] , что составляет примерно седьмую часть от числа всех православных. Они концентрируются в различных структурных объединениях. В России их более 30. К ним надо отнести и Богородичную церковь. Во многом ее особенности определяются воззрениями современного мистика и пророка, основоположника её организационной структуры, архиепископа Иоанна Береславского (в последнее время его все чаще называют Иоанном Богомилом).
Как видно из названия церкви, в ее вероучении и религиозной практике большое внимание уделяется почитанию Богоматери.
Роль ЦБМ в православии
К ЦБМ с самого начала ее появления, средства массовой информации, а также авторы из церковной среды и светские исследователи проявляли большой интерес как к религиозной организации, поднявшей многие острые и злободневные вопросы в общественной и религиозной жизни России, особенно в период, названный перестройкой. К настоящему времени можно насчитать около 300 публикаций, в том числе и зарубежных. В них представлены эмпирические материалы и оценочные характеристики. Они разнообразны: от чрезвычайно негативных, эмоционально ригористических – у авторов чаще всего конфессиональных, до объективных, научно обоснованных – у исследователей религиоведов. Конфессиональными авторами ЦБМ определяется как секта, несмотря даже на то, что это религиозное объединение никогда не входило в данную конфессию[3], у иных авторов даже как тоталитарная и деструктивная.[4] Некоторые отказывают ей в принадлежности к какой-либо христианской конфессии, относя к псевдохристианской.[5] Терминологически более конкретно ЦБМ определяют по ее месту в общей типологии религий. Она предстает как часть новых религиозных движений, при этом определяется как “одно из направлений в современном русском православии”[6], при этом в диссертации, защищенной на кафедре религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), подчеркивается, что “В вероучительных вопросах богородичная церковь со своих первых же шагов выступила как борец за возрождение подлинного православия”.[7] А иногда её представляют как или неохристианскую[8] или просто новодел.[9] Есть и более конкретные определения – “харизматическое православие для интеллигенции” или “художественное православие”.[10] В религиоведческих публикациях она определяется как религиозное объединение, то есть как она зарегистрирована в документах органов юстиции РФ.[11]
В последнее десятилетие уделяется внимание изучению личности основателя ЦБМ Иоанна Богомила, его духовного творчества – богословского, религиозно-философского, писательского, литургического, поэтического музыкального.[12] Положено начало на кафедре философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова с позиций философии религии осмыслить личность о. Иоанна как современного мистика и пророка, а именно исследовать феномен и феноменологию “видений Богородицы”.[13]
Православие богородичной ветви
После утверждения Закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (1997) и в результате очередного рассмотрения вероучения и практики экспертами Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, под руководством доктора философских наук профессора М. Мчедлова, ЦБМ прошла государственную перерегистрацию и её вероисповедание признано “православным богородичной ветви”.[14]
Преценденты религиозных гонений на церковь Богородицы
Обзор литературы, в какой-то мере раскрывающий степень изученности и характеристики ЦБМ, показывает, что самые многочисленные и разнообразные по жанру публикации относятся преимущественно к концу 1980-х и началу 2000-х годов.
Последний значительный всплеск информации о ЦБМ наблюдался в середине 1-го десятилетия XXI века. Тогда произошло несколько инцидентов, в которых проявилось негативное отношение к ЦБМ некоторых представителей из общественных и религиозно-общественных кругов, принадлежащих к определенной конфессии. Между тем, ЦБМ с 1996 г., как было отмечено, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ как религиозное объединение, также с 1992 г. в Москве зарегистрирована её Община, как и во многих городах РФ, и со стороны государственных структур и независимых от конфессиональных предпочтений общественных организаций никаких замечаний или претензий не имела. Более того, в Справке Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 13.11.1998 г., направленной по запросу депутата Государственной Думы В.В. Борщева, после проведенной комплексной проверки утверждается:
“В ходе следствия не установлено фактов насильственного вовлечения граждан к деятельности БЦ или насильственного удержания в организации. Представленные следствию копии документов подтверждают показания руководителей БЦ о его признании Международным Советом общинных Церквей и Международным институтом интегральных наук о человеке при ООН. Следствие располагало рядом консультативных заключений. Назначено и проведено комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование деятельности организации.
При оценке этих документов был сделан вывод о том, что нельзя согласиться с категоричностью суждений экспертных комиссий под руководством профессора Полищука Ю. И. и профессора Печерниковой Т. П., так как их доводы основаны исключительно на анализе литературы религиозного содержания, издаваемой БЦ, сама же деятельность организации, ее результаты и последствия не подвергаются экспертами критике. … Доказательств, свидетельствующих о наличии у руководителей и активных участников БЦ умысла на организацию деятельности, сопряженной с причинением вреда здоровью граждан или иным посягательством на личность или права граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий не установлено”.
Вечером 2 июля 2006 г. в Подмосковье подверглась нападению с применением огнестрельного оружия Триникольская обитель, принадлежащая также Богородичной церкви. Нанесён материальный ущерб на сумму более 300 тыс. руб.
В декабре 2006 г. в Липецке областной Пресс-службой была распространена информация о том, что под предлогом проведения образовательной выставки “Соловки – вторая Голгофа”. Таинственные помазанники Грааля” (организатор – фонд “Соловецкий мемориал” города Твери) с религиозными проповедями выступали миссионеры организации Богородичный Центр. По информации того же источника, приглашённых детей “подвергли психологическому воздействию с использованием специальной музыки и одурманивающих средств”.
В итоге судебного разбирательства эти сообщения фигурировали как версии, ненашедшие подтверждений, и никто из представителей ЦБМ не был привлечен к ответственности.
В «Полукатакомбном состоянии»
К цели настоящего исследования относится анализ истоков становления богородичного движения и предпосылок организационного становления его в современной России. Главными задачами изучения являются: определение места Богородичной церкви в религиозной ситуации России, характеризуемой поликонфессиональностью. К другим задачам относятся: характеристика личности архиепископа Иоанна как современного мистика и вероучителя, выявление основ его религиозно-философских и богословских воззрений.
Рассмотрение особенностей понимания и истолкования представителями Богородичной церкви отдельных положений православно-христианского учения о Богоматери; особенности религиозной практики и организационной структуры. Одной из важных задач исследования является также показать на основе изучения эсхатологических воззрений особенности социального учения в контексте Откровений, имеющих футурологическое содержание. Наконец, показать связь и взаимодействие ЦБМ с представителями марианского движения.
Для выполнения поставленной цели и задач были изучены внутренние документы и религиозная атрибутика ЦБМ, проведены полевые исследования (посещения богослужений и молитвенных собраний), беседы и интервью со священнослужителями и мирянами-респондентами, а также анализировалась изданная за последние годы литература о церкви, в частности труды её основоположника архиепископа Иоанна Богомила.
Исследование выполнялось на основе методов и подходов, применяемых в зарубежном и современном отечественном религиоведении. Среди них – системный, структурно-функциональный, феноменологический, метод историзма, историософский подход, когда предмет рассматривается в контекстах его прошлого, существования настоящего и будущего. Таким образом, автор изучал ЦБМ от ее возникновения и до настоящего времени. Результаты исследований периодически публиковались.[15]