Мати рождающая в вечность

Православная Церковь Божией Матери Державная. Три десятилетия в религиозном пространстве рф

Покрывающая

Православная Церковь Божией Матери Державная — современная российская религиозная организация, возникшая в 90-е годы XX века, когда после распада Советского Союза стали выстраивать иные государственно-конфессиональные отношения, в которых к религии стали относиться как к важному социальному институту, а право на мировоззренческий плюрализм было закреплено в основополагающем законе страны — Конституции Российской Федерации, — которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

В статье 14 главы 1 сказано: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
А в статье 28 записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В новых условиях идеологически не регламентированного мира появилась возможность открытого исповедания не просто какой-то религии, а практически любой религии, естественно, в границах существующего законодательства. Общество с интересом воспринимало все то новое, что ранее не могло заявить о себе, считаясь идеологическим конкурентом коммунистической партии СССР. Право на публичное проговаривание своих убеждений открыло многим религиям ранее закрытые границы в публичное пространство, предоставило возможность делиться своими религиозными представлениями и убеждениями, не опасаясь за свою свободу. В этих условиях становящегося религиозного плюрализма и возникла такая религиозная организация, как Православная Церковь Божией Матери Державной (ПЦБМД), которую типологически возможно отнести к альтернативному православию.

По мнению А. Н. Лещинского, это «те церкви, общины и группы, последователи которых признают Священное Писание и Священное предание, Никео-константинопольский Символ Веры, все семь таинств, но по разным причинам — догматическим, церковно-каноническим, социальным, социально-политическим, или дисциплинарным — не находятся под юрисдикцией каких-либо автокефальных поместных церквей». При этом ПЦБМД имеет и типологические черты новых религиозных движений (НРД), потому что ее не было ранее, она имеет живущего харизматического лидера и не является частью какого-либо ранее существующего религиозного института, полностью самостоятельна и независима и сама стала носителем оригинального учения.

Основателем Православной Церкви Божией Матери Державная является Береславский Вениамин Яковлевич, или, как его называют внутри церкви, — Блаженный Иоанн или Блаженный Иоанн Богомил. Береславский Вениамин Яковлевич родился 25 сентября 1946 году в Москве, закончил Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, далее продолжил образование в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков им. Мориса Тореза. После окончания вуза занимался преподавательской деятельностью, пробовал себя на литературном поприще. Со временем все большее место в жизни стали занимать вопросы духовности, проявлялся интерес к учениям, культуре и нравственным ценностям различных религий и духовных традиций. Иоанн Береславский так описал свое состояние в тот период:

«Стал глубоко задумываться над смыслом бытия человеческого, назначением человека в мире, о тайнах Божества, души и т. п. Увлекся православной средневековой мистикой (Григорий Палама), немецкой мистикой (Генрих Сузо, Майстер Экхарт, Якоб Бёме), русской религиозной философией, святыми отцами-аскетами. Начал глубоко интересоваться мировыми религиями: мистический иудаизм, Каббала».

В. Береславский стал много путешествовать по духовным местам и монастырям страны, появилась внутренняя потребность в наставнике и учителе. В 1980 году он принял крещение в Русской православной церкви Московского Патриархата, но на этом свои духовные поиски не прекратил. Позднее примкнул к Истинно-православной (катакомбной) церкви, в которой в 1985 году был рукоположен в сан священника. В 1990 году получил хиротонию (рукоположение) от митрополита Украинской автокефальной православной церкви Иоанна Бондарчука в сан епископа. А годом ранее, в 1984 году, в Смоленске в Троицком соборе перед иконой Божией Матери Смоленской Одигитрия (Путеводительница) получил свое первое откровение от Божией Матери. В этом откровении Божия Матерь говорила «о глобальных судьбах XX века, о будущем России и человечества вообще. О том, будет ли атомная война, погибнет ли в кратчайшие сроки мир, вернется ли коммунизм, каков путь церкви и священства».

Иоанн Береславский в своей краткой автобиографии писал, что второе откровение от Божией Матери он получил через полгода в Москве, следующее через несколько месяцев и затем все чаще и чаще, и они продолжаются до сих пор.

Постепенно вокруг Иоанна Береславского стала складываться группа последователей, которая принимала его как духовного лидера, имеющего священническую преемственность дореволюционного православия, а вскоре и как живого пророка, призванного Божией Матерью к служению и получающего от нее откровения. Богоматерь призвала Иоанна стать учителем новой духовной школы, источником которой являются светлые древние цивилизации: Гиперборея и Атлантида.

В 90-е годы XX века деятельность Иоанна Береславского вызывала большой интерес и привлекала общественное внимание: «Первые публичные мероприятия церкви, богородичные Соборы, имели большой общественный резонанс и собирали до десяти тысяч человек».

В 1993 году Иоанн Береславский хотел встретиться с Президентом РФ Б. Н. Ельциным, к которому с духовным посланием через него обратилась Божия Матерь, «пожелав напрямую вмешаться в ход мировой истории. По Ее просьбе и благословению <…> встретился с женой президента, передал ей дословно обращение Пресвятой Девы президенту».

Религиозная и подвижническая деятельность Иоанна Береславского привела к росту московской общины, появились последователи в других городах России и в бывших республиках Советского Союза. Для расширения своей религиозной, социальной и просветительской деятельности было желание осуществлять ее в рамках российского законодательства, регламентирующего сферу государственно-конфессиональных отношений, и для получения официального статуса потребовалась регистрация, которая вскоре была получена.

31 июля 1992 года в Москве Управлением юстиции Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов было зарегистрировано религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся». Позднее, 30 октября 2002 года, были внесены некоторые изменения в название церкви и в устав, исходя из новых требований законодательства РФ в отношении религиозных организаций. С этого момента полное официальное название церкви — Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная.

В уставе церкви обозначено: «Религиозная организация ‘Православная Церковь Божией Матери Державная’ <…> является централизованной религиозной организацией православного вероисповедания богородичной ветви, объединяющей на добровольной основе действующие на территории Российской Федерации религиозные объединения православного вероисповедания богородичной ветви, образованные гражданами для совместного исповедания и распространения веры».

На конец 2017 года ПЦБМД имеет одну централизованную организацию, в которую входят 16 местных организаций. Общины церкви находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Воронеже, Екатеринбурге, Перми и других городах России. Есть последователи ПЦБМД и за рубежом: Белоруссии, Германии, Грузии, Израиле, Испании, Италии, Литве, Сербии, США, Украине, Франции, Хорватии, Японии и в других странах.

На сегодняшний день в России, по оценкам церкви, насчитывается более 10 000 ее последователей, а в мире — около 100 000. Членов Православной Церкви Божией Матери Державной можно называть последователями православия Богородичной ветви, внутри общин они могут себя называть богомилами, катарами, боголюбами, христозороастрийцами. Также необходимо учитывать, что используемый в названии церкви термин «православная» надо понимать иначе, чем то, к которому мы привыкли исходя из нашего исторического и культурного опыта, относя его исключительно к Русской православной церкви или другим православным церквям мира. Для последователей ПЦБМД «православная» не означает принадлежность к одному из основных течений институционального исторического христианства (Византия).

В целом можно отметить, что церковь прошла свой эволюционный путь, начав как часть традиционного православного альтернативного сообщества в 90-е и до обретения самостоятельного религиозного учения к концу первого десятилетия 2000-х годов со своей уникальной теологией, открытым корпусом Священных Писаний и включенности общемирового культурного наследия в саму ткань религиозно-мировоззренческих установок церкви. Церковь «становится вполне автономным религиозным феноменом, который теперь ни с какой ветвью альтернативного православия не спутаешь. <…> в которой центральное место занимают идеалы свободы, личных отношений с Богом, творчества».

Как в любой религиозной традиции в церкви существует корпус Священных Писаний, который является открытым, что означает его пополняемость новыми откровениями, которые получает Иоанн Береславский от Богоматери, от других святых личными откровениями. Сам принцип непрерывности откровений для последователей церкви является доказательством избранности Блаженного Иоанна в качестве пророка, а также включенности Божией Матери в процессы строительства церкви.

На сегодняшний день насчитывается около 400 книг и 300 брошюр, написанных Иоанном Береславским, которые публикуются и становятся доступными для прочтения.

В корпус Священных Писаний ПЦБМД входят:

  1. Откровения Божией Матери (более 40 книг);
  2. Личные откровения Иоанна Береславского;
  3. Откровения святой матушки Ефросинии (почитаемая за святую Ефросония Почаевская (1916–1993));
  4. Соловецкое Евангелие. Откровения, полученные от соловецких старцев (8 книг).

В церкви верят, что Блаженному Иоанну открываются многие ранее жившие святые, которые наставляют и дают советы; Кроме Богоматери, это матушка Ефрасинья, соловецкие старцы, катары, Гуан Минь, Андрей Первозванный, Серафим Саровский, Николай II, старец Григорий (Распутин), Порфирий Иванов, Белые корабелы (представители древней духовной цивилизации, ранее бывшей на земле, подобно Гиперборее и Атлантиде) и многие другие, а также святые, чьи имена пока еще не известны.

В 1997 году церковь издала «Державный катехизис», веро-учительную книгу, которая, не входя в корпус Священных Писаний, давала представления и излагала теологические основы Православной Церкви Божией Матери Державной. Катехизис состоит из девяти глав. Большая часть Катехизиса посвящена Божией Матери как ключевой фигуре в теологии церкви, которая является ее основанием, благодаря и через которую возможно обретение веры. Три главы Катехизиса из девяти напрямую связаны с Божией Матерью — это «Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией матери», «Учение о Непорочном начале» и «Миссия Божией Матери в последние времена», но и в других главах катехизиса она часто упоминается.

ПЦБМД считает себя Богородичной церковью, особенностью которой является особое почитание Божией Матери.

Первоначальная христианская церковь была, по учению церкви, богородицецентрична. Первые христианские тексты, литургии, иконы, устная традиция отводила Богородице центральное место в теологии, считая ее Матерью мира, но со временем — по мере институализации церкви, принятия христианства в 313 году как одной из многих религий в Римской империи (Миланский эдикт), а позднее, в 380 году как государственной религии, дальнейшего развития и укрепления, позднее разделения на два христианских центра (Византия и Рим), а также влиянию темных сил, отказа от принципа нестяжательства — эти знания были утеряны.

Особое место Богородицы на Руси и ее почитание в народе подчеркивал русский философ Н. А. Бердяев, который в работе 1946 года «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» отмечал, что «Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа».

ПЦБМД является одной из самых известных представительниц богородичного (марианского) движения (если не единственной) в России. Иоанн Береславский утверждает, что ему начиная с 1984 года и по нынешнее время являлась и продолжает являться Божия Матерь с откровениями для человечества. Явления Божией Матери и откровения от нее были получены в разных городах и местах России: Смоленске, Ленинграде — Санкт-Петербурге, Выборге, Петрозаводске, Соловках и др.

Блаженный Иоанн изучал откровения Божией Матери, полученные в разное время и в разных странах мира, посещал известные места, где были зафиксированы ее явления, встречался с представителями многих международных марианских (богородичных) организаций. Со временем ПЦБМД стала входить в международные марианские объединения, которые в подавляющем большинстве состоят из представителей католицизма.

В 2003 году была издана книга Иоанна Береславского «Явления Божией Матери с I по XX век», которая представляет собой обзор наиболее значимых, с точки зрения автора, явлений и откровений Божией Матери. В начале книги Иоанн Береславский определяет ее цель как познание роли и места Божией Матери «в человеческой истории и воздали почитание Ей подобающее. <…> как нет достоверного образа святой Руси без Богородицы, так не существует без Божией Матери ни Центральной и Восточной Европы, ни Америки, ни даже Африки. Историкам предстоит пересмотреть картину мира, затронуть самый сокровенный нерв сущего: зависимость произошедших внешних событий от степени преданности и пресвятую волю Божию и исполнение указов именуемой Посредницей, Радугой и Лествицей».

Большое содействие в становлении и развитии марианского мирового движения оказал 264-й глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II (Карел Войтыла), который около тридцати лет возглавлял Папский престол, с 1978 по 2005 год, и которого часто называли самым марианским из всех Пап. Благодаря ему, собственно, были созданы марианские объединения в границах католической церкви. Он способствовал публикациям многих откровений от Богородицы, полученных в разных местах мира, в том случае, если они не противоречили догматам католической церкви. Иоанн Павел II отмечал, что «истинная преданность Богоматери — фактически Христоцентрична; действительно, Она очень глубоко внедрена в тайну Блаженной Троицы, и тайнах Воплощения и Искупления. <…> Мария есть новая Ева, данная Богом <…> Мать Христа Искупителя — Мать Церкви. <…> Матерь Божья уникальным образом разделяет Воскресение и славу Своего Сына».

В ПЦБМД Папа Иоанн Павел II почитается как святой и входит в сонм святых на Небесах. В ПЦБМД верят, что Божия Матерь являлась и главе Русской православной церкви МП Патриарху Алексию II и указывала на его ошибки, которые он признал, каялся и просил за них прощения.

Православная Церковь Божией Матери Державная принимает не все откровения, полученные от Богоматери и принятые в мировом марианском движении, а только те, которые соотносятся с собственным учением церкви и теми откровениями, которые получены Иоанном Береславским от Богоматери лично. ПЦБМД Дева Мария признается Богородицей и Девой «прежде рождества, в рождестве и после рождества» Иисуса Христа, Царицей неба и земли, стоящей во главе Великого Собора всех святых, Матерью Новой Святой Руси.

В основе вероучения ПЦБМД лежат откровения, полученные Иоанном Береславским, в первую очередь, непосредственно от Божией Матери. Так, говоря о нашем мире, Блаженный Иоанн описывает его как сложную космологическую конструкцию, в которой, кроме этого, существуют и другие миры: «недостаточно достигнуть мира только на земле. Божья Матерь напоминает: множество миров кровно связаны с нашей планетой, мы зависимы от них, они от нас». Мир множественен, существуют божественные миры, в которых почитаются истинные Отец и Мать, смешанные миры и темные миры. Земля — яркий пример смешанного мира, в котором почитаются как истинные Отец и Мать, так и ложные. В темных мирах власть над человеком захватили неистинные отец и мать, которым поклоняются как богам.

В космологических представлениях ПЦБМД сейчас 84-я по счету земная цивилизация и эта эпоха характеризуется как время рождения новой богоцивилизации, в которой произойдет поворот от зла к добру, от тьмы к свету. Из предыдущих земных цивилизаций Гиперборея и Атлантида — пример светлых цивилизаций, почитавших истинных Богов. Примером темных цивилизаций является современный Тибет, Индия, наследники проклятых цивилизаций, где практикуются человеческие жертвоприношения, что недопустимо по небесным законам (заповедям) и что является характерным примером проклятых цивилизаций.

Сейчас пришло время, когда добро начинает проникать в сердца человеческие, вытесняя зло, и человечество начинает поворачиваться в сторону добра, восстанавливаются два главных принципа церкви: почитание Богоматери и нестяжательство.

Объясняя проблемы современного мира, ПЦБМД связывает их наличие с тем, что ранее был утрачен принцип правильного понимания христианской Троицы (Отец, Сын и Святой Дух), которая ранее содержала другое наполнение: Отец, Мать и Сын. Такое изъятие материнского начала из религиозного сознания привело к тому, как считает Иоанн Береславский, что в современной цивилизации гармоничный баланс между мужским и женским божественными началами в мире не сохранился. Доминирующее мужское создало патерналистическую (доминирующую отцовскую) модель бытия, разрушило подлинную божественную гармонию, что привело к дисгармонии в отношениях, непониманию своих природных качеств и свойств, которые проявляются в том числе в вопросах выбора своего пола, акцентацией на маскулинности или феминности, кризисе института традиционной семьи.

Важным понятием в теологии ПЦБМД является понятие совести — частицы божества в человеке и критерий его нравственной оценки. Если совесть есть, то с человеком Бог. Нет совести, нет и Бога.

«Утрачено видение истинного лика Божества. В человеке перемешано доброе и злое, поврежден разум, спит духовная совесть (живая связь с добрыми мирами)».

Критерий наличия совести является универсальным для последователей Иоанна Береславского, определяющий не только человека, но относимый и к различным социальным институтам, таким как церковь, государство, вплоть до цивилизации. Скажем, Ветхий Завет не принимается ПЦБМД как священный текст, потому что там бог убивает, разрушает, творит «несовестливые» дела, а по учению о совести истинный бог этого делать не может, только лживый.

Для последователей церкви считается важным почитание Божией Матери как Царицы Мира от его основания, предвечно существующей. Историческая Мария, Мать Иисуса Христа является ее ипостасью, одной из множеств. Богиня Мать являлась во многие страны в разные исторические этапы. Так скажем, китайская Гуань Минь или японская Амматэрасу — ипостаси предвечной Богини Матери, которая в этих цивилизациях получила такие имена.

Церковь исповедует духовный принцип девства, которое не равнозначно целибату в католичестве. Девство — это особая чистота сердца и помыслов, чистота духовная и физическая. Выступая за крепкие, ответственные семейные отношения, за особую духовную близость, церковь не отменяет интимные отношения внутри семьи, допуская их только в браке.

Большое внимание в церкви уделяется семье, отношения в которой строятся по примеру отношений истинного Отца и Матери. Брак может быть как физическим, так и духовным. Брак между мужчиной и женщиной является физическим, в церкви он благословляется через таинство. Как правило, в церкви семьи многодетные. При этом интимные отношения между супругами предполагаются только для продолжения рода, а не для удовлетворения плотских желаний. Символический брак между человеком и Богом, учителем и учеником — это духовный, сердечный брак.

Последователи ПЦБМД стараются вести здоровый образ жизни. В церкви приветствуется отказ от использования в пищу мяса животных. Также практикуется отказ от алкоголя, курения и наркотиков. Блаженный Иоанн рекомендует ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, специально разработал комплекс физических и дыхательных упражнений, соединив их с духовными практиками. В ПЦБМД практикуется пост как особый вид духовной практики, смысл которого, конечно, больше, чем простой отказ от пищи. Пост бывает нескольких видов: недельный, двухнедельный, cорокадневный.

Церковь не вмешивается в дела государства, выступает против войн, против убийства, считая, что заповедь «Не убий» носит универсальный характер и в возможной ситуации угрозы для своей жизни готовы смиренно принять смерть, чем отнять жизнь врага. Подобный принцип говорит о том, что последователи ПЦБМД верят в святость жизни, а следование данной заповеди является важным условием спасения. ПЦБМД не поддерживает аборты, считая это одним из страшных грехов, требующих множественных покаянных молитв. Отрицательно относится к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению), эвтаназии, клонированию.

Основным религиозным таинством в церкви является литургия, главной частью которой является евхаристия (причастие). Существуют таинство Успения по примеру Матери Божией Марии (ее 16-летнее служение после смерти Иисуса Христа, опыт духовного перехода из этого мира в мир другой, опыт Богопознания), таинство неусыпной Псалтыри (осуществляется непрерывная непрекращающаяся молитва, когда члены церкви берут на себя обязательство молиться в определенный день и час, сменяя друг друга, находясь при этом в разных местах).

В ПЦБМД, кроме евхаристии, также есть таинства крещения, миропомазания, препровождения (проводы умершего), таинство утешения, исповедь, таинство бракосочетания, рукоположение в священство. Говоря о крещении отметим, что крещение возможно в любом возрасте и обычно совершается трехкратным погружением в воду. Согласно мистической теологии церкви, души людей проходят три крещения: «первое — при рождении, когда впервые сталкиваются с миром и жизненным крестом. Второе — во время земной жизни (сфера несения креста). Третье — духовное крещение или крещение Святым Духом».

Немалая часть откровений, полученных Иоанном Береславским, касается России, ее судьбы, прошлого, настоящего и будущего. По его словам, сама Богоматерь направила Андрея Первозванного на Святую Русь с благой вестью о любви, в результате которой появилось славянское богомильство.

«Духовная атмосфера Руси до Владимирова крещения была полна света, неизреченной любви и премудрости. Пантеоны добрых божеств с печатями Христа и Богородицы. <…> Тысячи новых учеников Христа исповедовали не столько веру, сколько духовность богосупружества. Слушая апостола Андрея, скифские старцы с легкостью отрекались от традиционных, бытовавших веками, условностей. Во внимание принималось одно только мерило — любви».

С Владимировым крещением на Русь пришла константинопольская институциональная церковь, растерявшая все, что было в ней хорошего от той, которая была при жизни Иисуса Христа, а после его смерти — при жизни Богоматери. Всякая память о добром Боге Отце была уничтожена, началось время лжехристианства. Со временем полностью исчезла память об истинном Христе и истинной Богоматери. Крещение на Руси проходило насильственно, обращение в византийскую церковь привело к массовой миграции на Балканы и Пиренеи, и далее в западную Европу (X–XII вв.). От покинувших Русь эмигрантов пошли катары, духоборы, тамплиеры, павликиане.

Тяжелый этап в истории страны пришелся на период Владимиро-Суздальской Руси (XII–XIV вв.) и Московского царства (XV–XVII вв.). В результате гонений на праведников начался их исход, финальной точкой которого стали Соловки — место, которое было указано Богородицей как пункт назначения, то место, где находился легендарный Китеж-град и где она сама пребывала. Соловки когда-то были столицей 27-й цивилизации Гипербореи, мистическим образом соединяя нынешнюю, 84-ю, цивилизацию с гиперборейской.

Божия Матерь в откровении Иоанну Береславскому указала, что сейчас начинается поворот России к свету и в будущем она станет Новой Святой Русью. Подобное указание на ее будущее предназначение и особое место предсказывала и матушка Ефросиния, чьи откровения, полученные в 1998–2002 годах, говорят о том, что «Пресвятая Дева готовит богатые милости <…> Здесь совершатся чудеса, каких мир не знал. <…> В Россию скоро придут со всего мира страждующие души — пить, как из источника живой воды, ибо нигде в мире нет такого числа святых, смотрящих в мир и сходящих на землю, как на Святой Руси».

Являясь религиозным институтом, церковь имеет свою структуру, внутреннее устройство. Во главе всей церкви как мистического тела стоит Богородица и Иисус Христос, а в земном ее воплощении духовный глава — архиепископ Иоанн Береславский, который руководит и направляет церковь, далее в иерархической лестнице находятся старшие отцы, Собор епископов (около десяти человек), ступенью ниже — старшие священники, далее — младшие священники и матушки дьяконисы, и завершают иерархию церкви миряне.

В связи с вынужденной эмиграцией Иоанна Береславского все полномочия по руководству церкви сейчас лежат на Соборе епископов, старших отцах, которые свободны в принятии решений по внутренним и внешним вопросам, касающимся церкви в России. При возникновении каких-либо сложных вопросов, всегда можно связаться по телефону, скайпу или написать письмо по мейлу Иоанну Береславскому. Каких либо ограничений на использование технических средств коммуникации в ПЦБМД нет. Отец Иоанн регулярно проводит семинары в интернете, на которых обсуждаются те вопросы, которые требуют разрешения, осуществляется религиозное обучение, даются духовные наставления, оказывается поддержка членам церкви в России.

В пространстве интернета церковь представлена несколькими сайтами на русском языке, есть сайты отдельных общин (Санкт-Петербург, Тверь), а также сайт издательства, в котором можно познакомиться с издательской деятельностью, заказать книги, написанные Блаженным Иоанном или членами церкви. Отметим, что издательство работает только для обеспечения внутренних потребностей церкви и не занимается коммерческой деятельностью.

С момента своего образования церковь выстраивала свои отношения с миром не только на основании принципов прозелетизма, считая себя обязанной делиться с ближними той истиной, которой она обладает, предлагая разделить ее, но также и на принципах оказания помощи в социальной сфере, оказывая служение тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Такая форма деятельности церкви основана на учении Иисуса Христа, нравственных примерах Нила Сорского и нестяжателей.

Церковь в конце 90-х и начале 2000-х годов проводила много мероприятий в городах России: семинары, выставки и лекции на различные духовно-нравственные темы. В помещениях церкви организовывалась раздача гуманитарной помощи, проводились благотворительные обеды для тех, кто в этом нуждался, также совершались служения в тюрьмах и больницах.

Социальная деятельность как вид внекультовой деятельности была регулярной практикой в Православной Церкви Божией Матери Державная, пока не произошло одно очень важное событие в ее жизни, которое, по мнению членов церкви, многое изменило. Во время проведения очередной выставки «Соловки — вторая Голгофа», которая была организована церковью в Липецке в 2007 году, на саму церковь и ее представителей началось оказываться давление со стороны органов власти. Появились множественные негативные публикации в СМИ, сюжеты на центральных каналах ТВ, стали проводиться различные проверки государственных органов, членам церкви стали поступать угрозы, были случаи нападения на общины в Москве и Санкт-Петербурге.

Как отмечал отечественный религиовед И. Я. Кантеров:

«Непрекращающиеся массированные антисектантские кампании СМИ не остаются без последствий. Постоянные появления в телепередачах негативных сюжетов <…> явилось одной из причин отказа этого религиозного объединения от публичных акций, проведения соборов, конференций и общения с журналистами».

В результате такого давления церковь начала сворачивать свои социальные программы, а Иоанну Береславскому как ее главе было рекомендовано не возвращаться в Россию в связи с возможными провокациями. Годом ранее он выехал из России в Европу для лечения, после того как его здоровье стало резко ухудшаться (в церкви считают, что на него было совершено покушение — попытка отравления). После этих событий Иоанн Береславский окончательно осел в Европе, сейчас проживает в Испании, откуда и осуществляет руководство церковью в России и мире. В других странах, где присутствует церковь, социальные и просветительские программы продолжаются.

В Православной Церкви Божией Матери Державная есть четко сформулированные нравственно-этические позиции по основным актуальным вопросам современности. В церкви учат пониманию важности высоких моральных отношений в семье, целомудренности в браке и вне брака, принципам воспитания детей в духе уважения к родителям, старшим по возрасту, друг к другу, а также уважения к государству как социальному институту, принятию ответственности за свою жизнь и жизнь тех, кто находится рядом. Церковь приветствует получение образования, знакомство с различными культурами, ценностно-гуманистическими произведениями искусства: музыки, литературы, театра.

Большое внимание в церкви уделяется пропаганде здорового образа жизни как фактора не столько физического, сколько духовного, оказывающего большое влияние на нравственную чистоту души и тела. Отказ от алкоголя, курения, наркотиков — важные принципы членов Православной Церкви Божией Матери Державная. Церковь отрицательно относится к абортам, эвтаназии, экстракорпоральному оплодотворению.

Как мы видим, нравственно-этические установки Православной Церкви Божией Матери Державная, несмотря на молодость этой религиозной организации, вполне укладываются в пространство традиционных ценностей, разделяемыми большинством исторических религий России.

Характеризуя Православную Церковь Божией Матери Державная, отечественный религиовед А. И. Лещинский предлагает относить ее к «современному либеральному христианству с присущими ему реформаторскими тенденциями», а ее существование в течение 30 лет, жизни двух поколений, позволяет говорить о некоей стабильности и о нахождении в стадии интеграции в современное религиозное пространство России.


Посты схожей тематики

2 комментария — Православная Церковь Божией Матери Державная. Три десятилетия в религиозном пространстве рф

  1. Денис Шиловский

    Заступничество Божьей Матери и следование нормам канонов ПЦБМД в наше трудное время, стало очень актуальным для любого духовно ищущего человека, вроде меня.
    Те бедствия, которые сейчас, переживает весь мир, они происходят не случайно.
    Они были попущены Богом для того, чтобы всё человечество проснулось от греховного сна. Пока во всём мире, люди не осознают необходимость во всём помогать друг другу, и родится в новую жизнь без греха через утверждение во Святом Духе, эти бедствия не прекратятся.
    Сегодня, у нас в нынешней России, и во всём мире сбываются пророчества преподобной старицы Евфросинии Почаевской и православных старцев, которые были, им открыты, ещё 30 — 50 лет назад. Так, что главная надежда сегодня, на заступничество Божьей Матери и исполнение пророчества православных старцев живших XX веке, и старицы Евфросинии Почаевской о грядущем духовном возрождении России. Да станет наша нынешняя Россия, Новой Святой Русью!

  2. Леонид

    Благодарю за очень подробную и содержательную статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

   
1000

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта