В России за текущее тридцатилетие чрезвычайно изменилась и социально-политическая обстановка, и религиозная ситуация. Законодательство не только декларирует вероисповедные свободы, но и гарантирует их. При выполнении религиозными объединениями гражданских законов, власть предоставляет им возможность действовать, согласно своим внутренним уставам. В стране насчитывается несколько десятков тысяч централизованных и местных религиозных объединений — ранее существовавших и появившихся новых. Одно из них — Православная Церковь Божией Матери Державная (далее — БЦ) с расположенным в Твери храмовым комплексом.
После утверждения Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и в результате очередного рассмотрения вероучения и практики экспертами Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации, под руководством доктора философских наук профессора М.Мчедлова, БЦ прошла государственную перерегистрацию и её вероисповедание признано «православным богородичной ветви»[1].
истоки богородичного православия, особенности и условия духовного формирования БЦ и влияние ее на паству?
Каковы жеДля ответа на данные вопросы были изучены внутренние документы БЦ, проведены полевые исследования (посещения богослужений, беседы со священнослужителями и мирянами — респондентами), а также анализировалась изданная за последние годы литература о церкви, в частности труды её основоположника архиепископа Иоанна.
почитание Богоматери отдельными христианами и в христианских церквах возникло в I веке, когда она в течении 16 лет после распятия Христа, как отмечается в творениях православных свв. Отцов[2], духовно возглавляла первохристианские общины.
Итак, особоеТолько после наставления от Марии в Сионской горнице, просвещенные от самой Божией Матери, они смогли принять огненные языки Святого Духа в Пятидесятницу[3]. Следовательно, традиционно в христианстве с первых веков Дева Мария прославляется как Наставница апостолов, учителей церкви, подвижников, Путеводительница и Хранительница церкви, Первоигуменья монастырей… О покрове (по богословской терминологии — эгиде) Богородицы на пути ко Христу отмечают практически все учителя церкви.
Богословы БЦ о миссии Девы Марии в первохристианский период и Её роли в просвещении славян настаивают на том, что «Иисус Христос до Крестного свидетельства на Голгофе три года наставлял своих учеников в учении и вере. А со своей Матерью Марией он провел — тридцать. В эти годы Она записывала его сокровенное от мира учение в своем Сердце (Лк. 2:19). Апостолы обрели дар живой веры, в отсутствии которой их неоднократно упрекал Христос (Мф. 17:20 и др.).В западном христианстве особое почитание Марии было выражено в светских и монашеских конгрегациях, орденах и т.п. объединениях. В ХХ веке оно стало широко известно как всемирное «марианское движение», особенно распространившееся при св. Папе Иоанне Павле II (годы понтификата 1978 – 2005), который в нем участвовал и активно поддерживал.
В восточной церкви изначально существовали многочисленные обители, братства, храмы, посвященные Деве Марии, событиям из её жизни, почитались её родители Иоаким и Анна, почитаются более 500 разных по иконографии чудотворных икон. В обеих церквах до наших дней дошли многочисленные богослужебные тексты, песнопения, акафисты и богословские трактаты, раскрывающие миссию Девы Марии в земной жизни и в ипостаси Небесной Царицы, Матери-Премудрости. До сих пор исполняются в храмах богородичные песнопения св. Иоанна Дамаскина (ок. 675-753 гг.) — гимнографа, богослова, религиозного философа. В таких древневосточных православных церквах как Коптская и Эфиопская, в календаре отмечено более 30 праздничных дней, посвященных Богоматери.
‘Вся русская духовность… — носит богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное значение, что глядя со стороны, русское христианство можно принять за религию не Христа, а Марии.
Это подчеркивают многие исследователи русского православия. Историк и богослов иеромонах Иоанн (Кологривов) отмечает:«богородичная мистика» особенно ярко проявляется в жизни великих русских национальных святых: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского’[4]. «Русь — это сад или дом Приснодевы»[5].
Во всяком случае, рассматривая жития русских святых и разыскивая в них их высшие моменты, те, которые говорят о их мистическом опыте соединения с Богом, мы придем к установлению весьма изумительных обстоятельств: прежде всего, в житиях содержится очень немного указаний о таких переживаниях, а когда они есть, в центре мистического опыта оказывается обычно не Христос, а Его Матерь. Эта«божественное материнство» является «сердцем народной религиозности». Для неё «Богородица не только Божия Мать, но и Мать вообще, общая наша мать («мать богов и людей»). Вот в каком смысле Мария называется просто Матерью, Матушкой Марией. И это материнство Её не только по любви, по усыновлению Ей мира, но и по прямому рождению.
Большой интерес для изучения почитания Богородицы представляют народные древнерусские богородичные воззрения, отраженные в молитвах и сказаниях. Согласно идеям, выраженным в работах профессора-протоиерея Георгия Федотова, изучавшего особенности мировоззрения и веры русского народа,Иногда мы видим, что она действительно мыслится родительницей и творительницей мира: «Аще Пресвятая Богородица / Помощи своей не подаст, / Не может ничто на земле в живе родиться, / И ни скот, и ни птица, / Ни человеком бысть. …Которая нам сотворила / И небо, и землю, и солнце, и месяц, / И частыя звезды».
Пребывая в самом сердце мира божественного, Богородица уже не отделена от Бога. Молитва Ей и молитва Богу — одно и то же. «О Господи, Царю небесный, / О свет пресвятая Богородица». «Мать моя — Матушка Мария, / Пречистая Дева, Пресвятая, / Свет Мати Мария, / Пресвятая Богородица, / Солнце красное, / Пречистая голубица, / Мати Божжа, Богородица, / Скорая помощница, / Теплая заступница, / Заступи, спаси и помилуй…»[6].
В тексте Библии (в книге Бытия) на оригинальном языке Дух Святой и Премудрость «понимаемая как Божественная эманация, источник всего добра, которая все проникает, все движет, являясь постоянной вдохновительницей пророков и мудрецов» — женского рода[7].
Религиоведческие изыскания показывают, что в исламе Мария также высоко чтится. В Коране её имя упоминается 33 раза (даже больше чем имя её Сына) и ей посвящена отдельная сура.
В индуизме и буддизме высоко чтутся женские образы небесной покровительницы, премудрости, процветания, счастья. Священные тексты отмечают три аспекта Богини-Матери: щедрость, мудрость и сила. В музеях мира хранятся многочисленные скульптурные изображения Богинь-Матерей со времени неолита и других периодов развития человеческого общества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет ни одной религии мира, где не почиталось бы милосердное покровительство Небесного Отца, олицетворенное женским и богоматеринским началом.
почитание Девы Марии в христианстве явилось продолжением всечеловеческого архетипического поклонения Матери всех живущих, покровительницы семьи, народа, государства, олицетворяющей заботливое попечение о своих детях.
Глубокоеархетипа — вернул России изначальную солнечную идентификацию, а значит предначертал путь духовного возрождения и расцвета»[8].
Мистик, духовный лидер БЦ архиепископ Иоанн, с присущими его стилю эмоциональностью и образностью отмечает, что он «открыл русской культуре её заповедный пласт — христианство с I по X вв., несравнимо более искреннее и достоверное, аутентичное. Вернул русской культуре образ живой Богоматери… Царица Небесная … апостолу Андрею Первозванному указала путь в Скифию (просторы будущей Руси — примеч. А.Л.) со словами: «Чадо, эта страна от века посвящена и помазана в тайны Наши. Иди и учи народ Божий о премудрости Моего Божественного Сына». Далее, по словам архиеп. Иоанна, основываясь на различных источниках и откровениях данных ему, он: «Войдя в сокровищницуНо обратимся теперь к документам, указывающим на происхождение БЦ, к ее современному состоянию и содержанию проповедей.
В документе «Основы вероучения и соответствующей ему практики, история возникновения религиозного объединения Православная Церковь Божией Матери Державная», представленном на рассмотрение в государственный Экспертный совет при Министерстве юстиции РФ, раскрываются её традиции: «В своем учении и жизни Церковь следует традиции живой веры и святости, наследуемой через подвижников-нестяжателей Святой Руси (свв. Нила Сорского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона и др.), утверждавших Русь духом мира, святой любви и Евангельской правды.
Следуя св. Преданию греко-кафолической православной церкви, живой, старческой традиции благочестия, БЦ обогащает свое учение жемчужинами святых отцов из сокровищницы литургического учения православной церкви, исповедуемого с Крещения Руси и частично утраченного официальным богословием в XVII-ом веке.» По утверждению служителей церкви, например, ею возвращено, «святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода адамова, стоящая одесную Пресвятой Троицы и молящейся о спасении мира».
В том же документе «Основы вероучения…» и в церковной практике последователи БЦ проповедуют «о светлом преображении и спасении России через горячую покаянную, сердечную и псалтырную молитву и ревность о прощении грехов; через обращение к Богу и возобновление утраченного завета с Богом (по учению св. Отцов ‘покаяние — возобновление крещения’); через молитву Собора новомучеников; через ходатайство о спасении и путеводительство Пречистой Девы, извечной Матери Святой Руси, много раз спасавшей ее в прошлом и не оставившей ее сейчас».
На основе многолетних посещений автором настоящей публикации богослужебных собраний, бесед со священнослужителями и респондентами из мирян в своем свидетельстве в миру, БЦ в отношении к браку и семье, к образованию, к человеческой личности и её здоровью, к служению в армии и т.п., следует традиционному православному учению и практике, утверждая принципы святого мира, праведности, полного раскрытия духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи.
Церковь стремится поддержать материнство и отцовство, активно выступает против абортов и распущенности, против наркомании и порнографии. Также следует бескорыстному, миротворческому служению представителей древнего христианства и русской традиции староверов. В ней отсутствует в какой-либо форме взимание денег с прихожан за совершение обрядов, за венчание, крещение, отпевание усопших, за молитву и другие формы служения.
Проповедники БЦ стремятся освободиться от наследия религиозного фундаментализма, институционального противостояния инакомыслию, инаковерию, доминирования одних над другими, утвердившегося в христианстве уже в IV в. В публикациях БЦ[9] критическую оценку получили деятели «стяжательного» «иосифлянского» направления в православии, христианская инквизиция, отступление от евангельских и святоотеческих заповедей, игнорирование явлений и откровений Девы Марии по всему миру в ХIХ-хХI вв.
деятельность БЦ получила международное признание: в мае 1992 г. она принята в качестве полноправного члена в Международный Совет Общинных Церквей (International Council of Community Churches), являющийся коллективным членом Всемирного Совета Церквей. В ноябре 1994 г. церковь участвует в международной конференции марианских (особо почитающих Пречистую Деву Марию) православных и католических епископов, проходившей в Японии.
Миротворческая и духовно-просветительнаяВ мае 1995 г. церковь провела в Москве свой ХII-й Всероссийский Собор, а также Всемирный Конгресс марианских епископов, в котором приняли участие духовные лидеры, епископы и священники из России, США, Канады, Японии, Мексики, Сингапура, Франции и стран СНГ.
На основе представленного и изученного материала можно сделать некоторые обобщения.
многовековое глубинное всенародное почитание Девы Марии Богородицы, что привело к возникновению централизованной религиозной организации Православная Церковь Божией Матери Державная.
С началом демократических преобразований в России и отменой жесткого царского синодального, а затем и советского партийно-государственного контроля за деятельностью религиозных объединений, в условиях вероисповедных свобод, появилась возможность организационно оформитьИстоки христианской богородичной ветви уходят в глубину веков. К новому, говоря о БЦ, можно отнести, прежде всего, саму организацию ветви, некоторые особенности вероучения, нововведения в культовой практике, преимущественно заимствованные из других религиозных традиций. Складывается впечатление, что в БЦ многое, что внешне представляется новым, в сущности своей, забытое, но возрождаемое старое. Такое состояние ее выделяет из ряда других церквей Вселенского православия. Для прихожан Богородичной церкви является предпочтительным: чистота евангельских принципов, нестяжательство, миролюбие, миротворчество, акцентированность на стяжании Святого Духа и добротолюбии.
Завершу тем, с чего начал. А именно, как относиться к появившемуся религиозному многообразию в России в связи с общим большим увеличением числа религиозных объединений. И еще, — к православным направлениям и организациям в них. Они были, есть и будут. Это некая закономерность, основанная на разномыслии людей, плюрализме мнений, новым их отношениям к традиционным церквам.
Все религиозные объединения перед гражданским законом равны и все имеют равные права.
Особенно обеспокоены церковными разделениями священноначалие Вселенского православия и особенно к появляющимся объединениям альтернативного православия. Противостояние весьма заметно. В условиях светского государства только посредством диалога можно преодолеть накал противостояния. Представителям же гражданской власти необходимо осознавать, что в России прошло время деления религий и конфессий на ранги.24.03.19г.