Евфросиния Почаевская: святость, преображающая мир

Содержание:
Евфросиния ПочаевскаяЕвфросиния Почаевская

1 Отзыв на книгу ‘Святая Евфросиния Мироточивая’

Невозможно понять творчество блаженного Иоанна и его мессианистическую жертвенную деятельность без осмысления жизни святой Евфросинии. Впрочем, слово ‘жизнь’ в отношении этой великой подвижницы кажется неполным, усеченным и даже несоответствующим. Напрашивается более весомое, ёмкое, с библейским оттенком и нагрузкой слово – ‘житие’.

2 Внешние приметы её земного пути легко укладываются в один небольшой абзац: родилась в 1916 году, большую часть жизни прожила в Почаеве на Тернопольщине, прилепилась душой к Лавре, откуда её гнали лицемеры и фарисеи. Непрестанно молилась, постилась, исцеляла больных и немощных, которых часто водила на Святую горку и приобщала к омовениям в источнике Святой Анны. Путешествовала по Украине и России, посетила Москву. Умерла в 1993 году. Её нетленные мощи мироточат. После неё осталась небольшая тетрадь, напоминающая дневник, большую часть которой занимают её любимые молитвы и псалмы.

3 Такова видимая сторона жизни. Но есть ещё невидимая, божественная, и чтобы понять её, придётся исписать десятки, а может и сотни страниц. В сжатой по объему статье этой незримой ипостаси можно коснуться только вскользь. Но пусть такая попытка затронет интересующихся и станет своеобразным дорожным указателем на пути к последней правде, а также ненавязчивой интродукцией к книге блаженного Иоанна ‘Святая Евфросиния Мироточивая’, которая на сегодняшний день выдержала двадцать (!) изданий, в том числе на украинском языке в переводе Любови Пчелинской.

4 Начинается книга возвышенным и поэтическим запевом: ‘Ходила святая по земле – прославлена нетленными мощами. В лавре её называли замолившейся. Местные ненавидели и травили: ‘Фарисейка!’ Монахи её гнали за обличения в недержании поста и нетворении молитвенного правила. И ходили за ней, богодухновенной старицей, двое-трое, не больше. А Господь облек её в ризы нетленные и явил нам масла, напитанные мирром от Его ран‘. Такое введение настраивает на высокий и лирический лад.

5 Но сначала – о внешности старицы. Невысокого роста, сгорбленная, будто под тяжестью грехов, вся в черном, на груди серебряный крест. Ручки молитвенно сложены. Такова она на немногочисленных фотографиях, такой её помнят современники… Однако достаточно внимательно присмотреться к её лицу, чтобы почувствовать дыхание нездешней силы, редкостное сияние, прорывающееся свыше. Понимаешь: есть в нём что-то от Богородицы и вместе с тем от всех жен-мироносиц, молящихся за своих чад и за весь грешный мир. Каждая черточка её замечательного лица озарена добротой и светом молитвенного смирения, всех обнимающего, ласкающего и умиротворяющего. Невероятно!

6 Пристальный взгляд направлен на зрителя и одновременно как бы сосредоточен в мире вышнем. Плотно сжатые губы чуть-чуть улыбаются. Кажется, они вот-вот разомкнутся и прозвучит молитвенное: ‘Будьте благословенны, дети мои’.

7 Хорошо и легко чувствовать под этим взглядом себя как божье дитя, надёжно защищенное от демонского влияния, счастливое и вечное!

8 Хочется говорить об особой красе этого лица. Нет, это не та стереотипная земная красота, в основе которой изящные и соблазнительные тонкие черты! У Евфросинии нос кортошечкой, невыразительно очерченные ноздри, простецкие румяные щёки, складки под губами и глазами, набухшие маслянистые веки, кустистые брови, глубокие глазницы, широкие скулы. Добавьте ещё пёстрый грубый платок, скрывающий лоб и шею… Однако вопреки всему, это лицо невероятной красоты, богородичной благодати – иконописное! В разумных, зорких и глубоких глазах струится свет души.

9 У отца Иоанна есть такое наблюдение (правда, высказанное по другому поводу, но имеющее отношение и к нашему разговору): ‘Есть много душ с непорочной меткой на челе. Не смотрите, что имеют порой вид невыразительный, не похожий на святых. Зато души у них чисты. Умейте увидеть святое за внешней маской и миропомажьте его‘.

10 Примечательно: в чертах Евфросинии не просматривается ничего немощного, болезненного, хотя известно, что старица часто болела и на склоне лет почти постоянно жаловалась на боли в сердце. Однако потомкам оставила лик человека здорового морально, духовно и физически, чьи черты словно выточены небесным резчиком.

11 У многих монахинь, ведущих затворнический образ жизни, лица подобны иссохшему пергаменту. Глаза полузакрытые, покрытые белым налётом. Взгляд полусонный и утомлённый (следствие бессонных ночей). Подбородок дряблый, пальцы опухшие… В святой Евфросинии всё дышит целебной силой, животворной энергией и какой-то особой жаждой борьбы и жизни. Вопреки всему: житейским неурядицам, демонским атакам, гонениям и тяжелой духовной брани…

12 Что-то есть в этом лице неуловимое и таинственное, до конца непонятное, непознанное и необъяснимое. Но для того, кто молится на этот лик, он остается идеалом красоты – высшей и вышней.

13 Душа часто проступает в чертах человеческого лица. Но так, как она проявилась в Евфросинии – большая редкость. Поистине, это лицо человека бессмертного в безграничной любви и доброте. Святой, катарки, подвижницы и молитвенницы, и ещё: служанки, крестьянки, беспросветной рабыни-колхозницы.

14 В её взгляде – отражение глаз всех Богородиц, когда-либо являвшихся людям: Зарваницкой, Лурдской, Унивской, Гошевской, Почаевской, Фатимской, Ченстоховской… Эти глаза словно обнимают взглядом всех женщин, которые молились и молятся за нас, и за которых молимся мы, кого любили и любим.

15 Тайна непостижимой многоликости?
Бесспорно.

16 Разве можно её понять и объяснить?
Нет. Несказанное остаётся несказанным.

17 Всё в этом взгляде – и врата вечности тоже. Хочется верить, что каждый, кто встретится с этим взглядом, будет искать его тепла и света в каждой знакомой женщине, и в каждой видеть мать и сестру.

18 А руки Евфросинии! Благородные, натруженные и вместе с тем артистически изящные, покрытые легким загаром, будто окутанные дымкой (обцелованные милосердным галицким солнцем). На них тоже лежит отблеск доброты и покоя, усталости и силы. Руки молитвенницы и великой труженицы, которая не сторонилась самой чёрной и тяжелой работы (жила в нищем бараке – по выражению блаженного Иоанна, ‘собачьей конуре 2х3’). Эти руки притягивают как магнит. К ним так и хочется прижаться, прильнуть губами – невольно, каким-то непостижимым душевным порывом. Всё в них такое складное, естественное, живое, лишённое всякой вялости, озарённое незримой, но ощутимой душевной мягкостью.

19 Весь облик святой побуждает к упокоению, самоуглублению, сеет тишину, умиротворение и призывает к разговору с Богом, к вдохновенному творению молитвы.

20 Книга ‘Святая Ефросиния Мироточивая’ имеет подзаголовок: ‘Для подвижников последних времен‘ – то есть для тех, кто избрал монашеский путь служения Богу. Так её и следует воспринимать. Она не для рядовых читателей, привыкших к примитивному повествованию и расслабленному чтению от первой до последней страницы. Эту книгу лучше воспринимать фрагментами, настойчиво осмысливая прочитанное. В ней много повторов, как и в любой назидательной и духовно-дидактической прозе. Но эти повторы подчеркивают и по-новому акцентируют сказанное ранее, проясняют малопонятное и дополняют недосказанное. Меньше всего хочется анализировать эти высокодуховные тексты (как, собственно, и большинство писаний блаженного Иоанна), а просто хочется их цитировать. Они сами по себе дают ответы на многочисленные болезненные вопросы, над которыми мучился годами, а может и десятилетиями. А это уже кое-что. Поэтому ограничусь только лишь сопроводительными врезками.

к содержанию ↑

Псалтырь

21Держитесь за Псалтырь, как за спасательный круг!’ – подчеркивает св.Евфросиния. Псалтырь стала важнейшей книгой её жизни. Ею матушка спасалась от недугов, бесовских атак, страхований и разного рода наваждений. И в дни своей земной жизни, и из вечности через отца Иоанна призывает непрестанно обращаться к Псалтыри, потому что ‘даже нумерация псалмов имеет сокровенный смысл’, потому что ‘без Псалтыри никто не достигнет врат Царства’.

22 И еще:
Затворническая молитва, Псалтырь и аскетические подвиги несравненно сильнее, чем слова’.

23Ничего целительней псалтыри нет. Если б люди познали силу псалтыри – закрылись бы больницы, а медперсонал посвятился бы в молитвенники и подвижники’.

24Без причастия и Псалтири духовная жизнь скудна. И Евангелие без молитвы превращается в учебник’.

25Не Давидом, а самим Господом Иисусом Христом была написана Псалтырь’.

26Нет в псалмах ни одного устаревшего слова. Устарели книги Достоевского и Тургенева, а псалмы актуальны в очах Премудрости, как никогда‘.

к содержанию ↑

Поклоны

27 О том, как они важны для спасения души, св.Евфросиния сказала: ‘Пожалуй, больше всего после псалтырной молитвы’. Подвижница убеждает: ‘Ничто не проходит зря. Господь учитывает каждый поклон, каждая слеза и молитва засчитываются при решении судьбы’. Сама каждый божий день, а особенно по ночам хлестала поклоны сотнями и тысячами. Говорила: ‘Один ночной поклон равен трём дневным и отгоняет сон’. Никогда поклоны не были для неё мукой и непосильным испытанием, потому что в ревностной молитве получала такую силу и подъём духа, что крылья вырастали за плечами. Знала: ‘без блаженства нечего делать в вере’.

28 Здесь также важно осознать, что ‘поклоны без покаяния приводят к безумию и никаких плодов не приносят’. Должен быть внутренний толчок, потребность молитвы без насилия. И путь к этой благодати следует искать через пост, неосуждение, послушание, духовную мудрость и жажду Царства.

29 Стоит также запомнить:
С каждым поклоном прощается хотя бы один греховный помысел’.
‘Поклоны – основное оружие праведника’.
‘Как птица не может долго без полета, так подвижник – без поклонов
’.

к содержанию ↑

Молитва

30 О её силе и необходимости в духовной литературе написано, пожалуй, больше всего. Молитва была и остаётся самым действенным оружием христианина, его опорой и мощью, крыльями и источником силы, мечом и щитом. Добавим к этой сокровищнице несколько ценных и мудрых наставлений почаевской старицы:

31Богослужения должны прививать любовь к молитве, а не отвращать от неё’.

32 ‘Без ночной молитвы нет блаженств’.

33 ‘Вымаливайте грехи терпеливо’.

34 ‘Просите у Пресвятой Богородицы дар ночной молитвы’.

35 ‘Кто ищет познания Бога без молитвы – неизбежно попадёт когда-то в сети дьявольские’.

36Один святой своей молитвой может сделать для города больше, чем десять действующих храмов с прихожанами, свечами и священниками’.

к содержанию ↑

Слеза

37 Не знаю ничего выше человеческой слезы. Уже когда и слова становятся лишними или невозможными, она говорит. Слеза выше земных языков, знаков и иероглифов. Её понимают все.

38 Не буду петь ей гимны и оды, чтобы не унизить непорочной чистоты и величия.

39 Плачет человек, когда ‘прижимает’ его жизнь, плачет, когда отпускает. Пожилой человек всегда скор на слезу – быть может потому, что приближается к Богу, с которым смертному лучше разговаривать слезами.

40 Какие они разные, слезы людские – сумеречные, одинокие, заупокойные…

41 Слеза счастья, радости – улыбающаяся слеза, дневная. Слеза печали, отчаяния и горя – жгучая и горькая, более ночная.

42 Дар слезы дан не только человеку. Плачут деревья, птицы и животные. Плачут небеса.

43 Как часто открывается нам, что и источники и реки – это слезы земли.

44 Захлебывается рыданиями душа, когда приходит в этот мир. Плачет, пока обвыкнется-приспособится. И плачет, когда покидает землю.

45 Плачет мать, провожая в путь своего ребёнка; плачет, когда встречает.

46 Слеза не слукавит, не обманет, не введёт в заблуждение, потому что источается не из глаз, а из сердца.

47 Золотым своим отблеском слеза всегда в вечности.

48 Всемогущее время бессильно перед ней, не высушит её и не развеет никакими ветрами-суховеями.

49 По эту сторону – человеческое сердце, по ту – Божий лик.

50 Заплакала на Голгофе в безмерности материнского отчаяния Богородица… и с тех пор через призму слезы (чаще всего – кровавой) смотрит на грешный мир.

51 Плачет душа, осознав темную бездну греха; плачет, раскаиваясь; плачет, дорастая до Бога.

52 Так чисто, так поднебесно высоко сияет слеза! На дне её – тайное знание о непорочности бессмертной души.

53 Злодушный, озлённый, мстительный, лукавый не заплачет; не умеет сочувствать, сопереживать.

54 Вдовье сердце – вместилище слёз.

55 Перед слезой меркнут слова и поступки.

56 Искренняя исповедь слезой, трогательное признание в любви – слезой, наибольшие обожания – слезой…

57 Иногда мне кажется, что когда человек становится перед Господом, ангел-хранитель показывает, как разливается река её земных слёз. И переливается она бриллиантовым блеском, и становится духовным сокровищем души на всю вечность. И это высшее торжество небес. О, как увековечивается в небе слеза святой Евфросинии!

58Слёзы бесценны перед Господом. Где ваши слёзы? Почему так мало слёз?‘, – спрашивает она нас с небес.

к содержанию ↑

Пакибытийный мир

59 Так заманчиво и важно для человека заглянуть за завесу потустороннего мира! Так соблазнительно-интересно! И мыслящий человек не может не задумываться над вопросами: что нас ждет после Великого Освобождения? Куда устремится душа, куда попадёт? Как пройдёт мытарства, и есть ли они? Есть ли ад?

60 Потусторонние миры манят и томят, волнуют и пугают – каждый по-своему. И как бы человек ни приближался к разгадке этой тайны, какие сведения не получал бы из уст великих визионеров – будь то в совершенной художественной форме, как у Данте и Мильтона, или в форме научных трактатов, как у Сведенборга и Даниила Андреева, или даже в канонизированном библейском тексте Иоанна Богослова – тайна остаётся тайной. Наивысшею на земле. Горний мир закрыт для человека на тысячи замков. Почему? Святая Евфросиния так отвечает на этот вопрос:
Не велено открывать тайны Царствия, чтобы не помутился у человека ум’.

61 И все же некоторые метки на пути к этому миру она оставляет:
Когда я оставила мир, душа вошла в белую палату. Встретила меня Владычица Небесная. Я была потрясена Её красотой, пала на колени и стала каяться пред Ней в грехах. Царица Небесная взяла меня за руку и сказала: ‘Пойдём, любимица Моя. Твой земной путь завершён. Теперь начинается путь вечный. Ты прославляла Господа в земные дни, и Он прославит тебя перед очами многих народов’.

62В Царство небесное попадает только тот, кто выдержал испытание церковью, то есть остался верен церкви до конца’.

63 ‘На небесах учитывается не столько течение времени, сколько завершение срока’.

64Когда я увидела горний мир, исполнилась неописуемым восторгом. То, что представляла в духе и видела очами веры, оказалось несравнимо прекрасней и совершенней. В земные дни пребывала как бы в утробе, только предполагала о жизни, существующей на небесах… Детка, жизнь земная такая скудная и малая по сравнению с вечной!

65Писатели после смерти идут в особые воздушные сферы, где пребывают им подобные служители муз. Но по истечении сроков, когда исчерпывается энергия, поддерживающая их духов, следует прозрение. В растерянности, как бы сняв с себя магический покров, оказываются они перед лицом правды и отправляются в загробные сферы прозрений‘.

66Уделы у писателей, художников и композиторов более чем печальные. Отвечают за тысячи душ, уловленных в сети люциферианские через прелестные парения, горделивые миры, ими обрисованные. Многие хотят покаяться и не могут: за ними стоят души, ими обольщённые. Нужна особая о них молитва. На земле и не дерзайте. Высоким чинам ангельским поручено попечение об этих заколдованных сферах люциферианского влияния‘.

67До нас доходят сдавленные крики и вопли, как под огромною плитой. Ад существует как религиозная западня. И демоны, которые мучили невидимо в настоящем веке в телесной оболочке, – мучают видимо по попущению Божьему’.

к содержанию ↑

Советы

68 Какой бы глубокой, интригующей и интересной ни была та или иная книга, но без конкретных советов и духовных установок, которые может почерпнуть из нее читатель, она всегда будет оставаться неполной. Уровень духовной словесности измеряется прежде глубиной открытий и озарений, а также мудростью той науки, которую книга способна подарить внимательному и любознательному читателю.

69 Для св.Евфросинии это было определяющим при жизни – приходила в мир собирать зёрна высшей мудрости и передавать другим – и сегодня: делает это из вышних миров через посредство блаженного Иоанна.

70 Старица поучает ненавязчиво и непринужденно, с исключительным терпением и даже кротостью. Часто повторяет одни и те же сентенции, чтобы донести их не только до ушей, но и до сердца читателя. Лучшие из них приводятся ниже. Но при этом следует заметить: это даже не сотая их часть и не тысячная. Это только приоткрытые двери в большую и необъятную вселенную под названием ‘Святая Евфросиния Мироточивая’.

71Пользуйтесь святой водой постоянно, особенно в городах. Всегда растворяйте святой водой приготавливаемую пищу. Освящайте все кругом, каждый шаг свой. В традициях истинного православия духовная не только молитвенная святость, но и вещественный мир, непрестанно освящаемый святыней’.

72Не смотри на часы! Молись и не считай земного времени‘.

73 ‘После 500 поклонов Господь посылает вознаграждение за труды’.

74 ‘От городов держитесь как можно дальше. Часы их сочтены‘.

75 ‘Пост помогает избавиться от родовых грехов: гневливость, раздражительность, отсутствие воздержанности, греховные помыслы…‘

76Кто просил молиться о нем, молилась, как бы ни избивали демоны за эту душу. Долг молитвы выше всего. Кто долга молитвы не знает, у того отнимается харизма прошения и слез. Легкомыслие здесь недопустимо‘.

77 ‘С каждым поклоном прощается один греховный помысел, а свершённый грех – после 150-го поклона’.

78Мало просите. Дерзайте о высотах духовных. Сильно обличаете фарисеев, и дьявол стоит, чтобы ввергнуть вас в фарисейство‘.

79 ‘Еду усиленно крестите. Просите, чтобы пошла на благо. Химия отравляет организм, но сильный правильный крест делает её безвредной‘.

80Тайна Богоматери – вторая после тайны Господа. Кто этой тайны не постиг, тот Господа не знает. Протестанты выдумали своего книжного Христа‘.

81 ‘Исповедь – таинство. К нему нужно готовиться, как к евхаристии, читать молитвы и приступать с великим страхом и трезвостью’.

82Перед исповедью 50 поклонов непременно для тех, кто хочет глубоко покаяться’.
Поклоны без покаяния – спорт. Трапеза без покаяния – скоромная, хотя бы и постная. Молитва без покаяния – лицемерна и отвергается небом’.

83 ‘Мало молиться. Нужно вымаливать души и вымаливать грехи’.

84 ‘Особенно бойтесь льстецов. Лесть – змеиный укус, яд, впрыснутый во внутренняя’.

85Пока нет покаяния, не ищите исцеления от мощей. Зря потревожите вечность. День и ночь перед тем кайтесь’.

86 ‘Начните каяться – и уже через месяц обретёте плодов больше, нежели за пять лет хождения в церковь’.

87 ‘Наставляйте больных читать псалтырь, иметь при себе святую воду, причащаться раз в неделю в храме, творить множество поклонов, каяться в грехах и жить по правде’.

88Если будете бить по 50 поклонов каждый день ангелу-хранителю, он встретит вас с великою радостью в вечности’.

89 ‘Что даёшь ближним – себе даёшь. И что удержишь для себя – у ближнего отнимаешь’.

90 ‘Надо одержать победы в четырех бранях. Первую – в церкви, с неистинного духа священниками. Вторую – в миру, с чуждыми. Третью – над демонами. И четвертую – над самим князем бесовским. Последняя самая трудная’.

91Чтобы стяжать венец, надо много скорбеть. Но скорбь эта – величайшее блаженство во Христе и особый удел избранных’.

92 ‘Кто предается блуду, будет заживо разлагаться в червях и отвратительном смердении’.

93 ‘После восьмого аборта женщину водят тартарные духи. Душа становится бесконтрольной, одержимой. Сколько сил надо приложить, чтобы вымолить грех абортов! Днём и ночью покаянные молитвы и поклоны. Неустанно исповедуйтесь, пока Всевышний не снимет грех’.

Петро Сорока — «Крест и чаша отца Иоанна»

20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Осталось символов: 1000

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта