Клуни, Франция, 1200 г.
Ее голос слышат. Церковь без Нее мертва, нема. Хотя бы и службы, и священники, и таинства, но чаша ускользает, падает из рук… Еще священники Навуходоносора и вавилонские халдеи употребляли позолоченные чаши для ритуальных целей. А Пресвятая Дева предстала живою Чашей перед сходящим с неба Христом. Такой открылась Она в Клуни священнику отцу Мартину и исцелила его от недавно полученных ран маслами от ран Спасителя.
Санкт-Тронд, Бельгия, 1205 г.
Премудростью. Последние 40 лет она провела в затворе и часто, восхищенная в экстазе, созерцала великие тайны. Прежде не бывало подобных откровений! Пресвятая Дева являлась в превечной ипостаси – как Матерь всего творения, как женское начало Бога, как Древо жизни, полнота всеведения. Царица Небесная развертывала перед матушкой Луитгард дивные небесные иконы… До нас дошли рассказы о таинственных, неведомых доселе образах, полных неисповедимых божественных глубин – ‘София семистолпная Премудрость Божия’, ‘Богоматерь солнечного алтаря’, ‘Апокалипсис’. Милостивая Матерь раскрывала ей книгу судеб на столетия вперед. Часто, являясь, Пресвятая Дева призывала настоятельницу монастыря к молитве со слезами, глубокому покаянию и просила посвятить себя созерцанию скорбей Ее божественного Сына, показывая, сколько благодатных даров несут они на духовном пути.
Святая Луитгард (1182-1246), великий мистик средневековья (послушница, а позднее настоятельница бенедиктинского женского монастыря святой Екатерины), видела Святую Деву скорбящей БожиейАссизи, Италия, 1210 г.
Франциску открывалась Она в нищенских одеждах, приходила с Господом и где-то чуть южнее Ассизи, на Монте Субасио, близ церквушки благословила на путь блаженства. Франциск низко преклонил главу и просил Пресвятую Деву стать покровительницей францисканских орденов на столетия вперед. Пресвятая Дева смотрела на Франциска, словно прозревая в нем воплощенного Христа, а Господь, живя в этом великом праведнике, не сводил любящего взора со Своей Небесной Матери.
Виллерс, Бельгия, 1210 г.
В захолустном монастырьке, основанном еще святым Бернардом из Клерво, жил бедный послушник. Заболев проказой, положил он себе на сердце молитвенник, скрестил руки и предался преисподней скорби. Братья его изолировали, переведя в келью на стороне, противоположной монашеским покоям. Пришло Рождество. Поль вспоминал прошлое и призывал на помощь Пречистую Владычицу. За запорошенными пургой окнами светились разноцветные огни. Поль подумывал уже о том, чтобы умереть в рождественскую ночь, когда Сама Пречистая ему явилась, такой, какой он привык Ее созерцать в образе маленькой статуэтки в своей комнате, какой видел Ее в тонких снах, призывая на помощь в трудную минуту.
– Я исцелюсь?
– Нет. Проводя через скорби, Господь хочет сделать Своих возлюбленных детей еще более совершенными.
И Царица, нагнувшись, поцеловала в лоб Поля, благословила его с нежной улыбкой, сказала, чтоб не боялся ничего, чтобы не сетовал и готовился к смерти, как к празднеству.
– Я принесла тебе большее, чем жизнь на земле – жизнь вечную.
Париж, Франция, 1215 г.
Добрый святой Бонифаций (1188-1226), закончив семинарию в Брюсселе, преподавал богословие в Париже. Пресвятая Дева неоднократно посещала его, а в 27 лет исцелила от тяжелой болезни (паралича) и обещала помощь на пути к святости.
Богомладенца!
Больной Бонифаций терялся в сомнениях: как ему быть? Преподавать ли дальше в духовной школе? Принять крест странника, предаться аскезе, поступить в кармелитский монастырь? Но что испытал этот добрый учитель богословия, когда в рождественскую ночь (из-за болезни он остался в келье) Царица, пройдя через стены монастырские, пришла к нему и положила на рукиКларефонтен, Бельгия, 1216 г.
Графиня Эрмезинда Люксембургская, высокая плотная женщина 60 лет в седом парике (по обычаю тех лет), была чувствительной и доброй матерью. Дочь ее была больна, но Эрмезинда оставалась изумительно безропотной, простой, скромной – и любимой. Сердце ее было уязвлено любовью к ближним. Не было случая, чтобы она лично не помазала ранку заболевшему слуге или дочери своей служанки. Графиня Эрмезинда была окружена точно живыми ангелами. Ее муж, граф Люксембургский, был наивен, как дитя, слуги отличались замечательною чистотою нравов. При дворе она слыла набожной и особо ранимой страданиями ближних.
– Я видела Небесную Царицу с божественным Сыном на руках, а вокруг Нее было много-много черно-белых овец… Что бы означали эти овцы? – спросила простодушная Эрмезинда у одного из отшельников, с которыми часто любила вести духовные беседы о Спасителе.
– Должно быть, это была наша Мать Пастыреначальница. Помните, Спаситель поручил Петру пасти своих овец как любящему пастырю? Богоматери как Матери церковного священства и совершенной Любви вручено в паству все человечество земли.
– Вы, должно быть, правы, – сказала Эрмезинда. – Но что хотела сказать Царица Небесная?
– Божия Матерь хочет, чтобы на месте Ее явления был воздвигнут монастырь.
– В честь кого должен быть этот монастырь?
– Он может быть назван обителью Сладчайшего Сердца Первосвященника Иисуса.
Полагают, с тех пор графиня Эрмезинда начала вести дневник, ибо сподобилась многих локуций1. Получив особое посвящение Божией Матери, она слышала голос Пречистой и была лично водима Ею. Слуги с почтением смотрели на свою госпожу, говоря, что Божия Матерь проявляется в ней удивительно, что ее лицо порой преображается, что ее частые скорбные слезы переливают лучами радуги…
– Что удивительного в том, что Матерь Божия, наша добрая Мать, приходит к нам, живет в нас и предуготовляет к Царству Небесному? – отвечала им графиня. – Сколько светлых душ посетила наша Госпожа и скольких блаженных утешений они удостоены тайно!
До конца дней Эрмезинда посещала ежедневно церковь и приглашала на длительные беседы священников, странников и безвестных отшельников.
Трир, Германия, 1220 г.
У Иустина, священника небольшой церквушки близ города Трира, любимою молитвою была Salve Regina (Славься, Царица). Как-то поздним вечером, возвращаясь от престарелой прихожанки, он оказался в открытом поле, где и застала его сильная гроза. Огромная молния ударила в соседнее дерево, перерезав его под корень и испепелив крону дерева. Иустин, сильно испугавшись, поспешил к часовне, зажег свечи, пал на колени перед алтарем и стал усердно молиться. Пресвятая Дева явилась ему и сказала:
– Сын Мой, ты под Моей защитой. Ничего не бойся. Ни буря, ни молния не могут повредить тебе. Тот, кто часто повторяет Salve Regina, храним Мною.
После явления Царицы в течение двух месяцев из алтаря раздавалось благоухание небесных ароматов.
Ловен, Бельгия, 1221 г.
Рахиль обратилась в христианство после многих бесед со своей подругой. Родители, ортодоксы-иудеи, богатые бельгийские купцы, ответили на измену дочери негодованием. Раввины едва не предали ее анафеме. Сердце маленькой Рахили терзалось от любви к родителям и от еще большей любви к Господу и Пречистой Деве… В ночь перед таинством (несмотря на запрет родителей, решила креститься) ей открылась Царица.
– Дитя Мое, Я найду способ успокоить твоих родителей. Готовься поступить в монастырь. Отец и мать твои с течением времени обратятся в истинную веру.
Брачного чертога.
Девочка рыдала перед Пречистой, изливая свою скорбь. Богоматерь нежно отерла ее слезы и исчезла. Вскоре после пострига родители ее обратились, и в семье наступил мир. В монастыре Рахиль провела более двадцати лет и достигла высоких ступеней созерцания и святости. Богоматерь еще не раз открывалась ей как НевестаБарселона, Испания, 1223 г.
Петр Ноласк (1189-1256), воспитатель испанского короля Якова I, однажды ночью молитвенно взывал к Пречистой Деве, не зная, как помочь заключенным христианам. Его любовь к ним была особой. Царица явилась ему и сказала:
– Дитя Мое, страдать о Господе – честь и особое призвание. Не скорби там, где подобает радоваться. Или ты думаешь, Мать оставит Своих беспомощных детей? Тебе открыты их скорби и стеснение. Но если бы ты знал, какое ожидает их блаженство в вечности и к скольким приходят ангелы, отверзая им небесные врата!
Бонн, Германия, 1225 г.
Реклузина, жительница Бонна, затворила окна и предалась глубокой скорби о бренности удела человеческого. Внезапно в своем сердце она почувствовала зов, распахнула окно и увидела Пресвятую Деву, стоящую над могилой, в которой всего несколько дней назад был похоронен набожный отрок, горячо любимый одинокой Реклузиной, ее единственное утешение в веке сем. Бедная женщина уже потеряла всякую надежду обрести сердечное упокоение… И вот она увидела, как с могилы вспорхнул белый голубь, и Пресвятая Дева приняла его в Свои руки. Величественно взглянув на Реклузину, Царица сказала:
– Я Матерь Господа. Я пришла взять душу этого подростка в виде белого голубя на небеса.
Рим, Италия, 1226 г.
В Риме возник спор по поводу устава одного кармелитского ордена. Кардиналы папы, утонченные аристократы, восставали против ‘чрезмерно аскетических’ правил: круглогодично неотапливаемые помещения, отказ от медицинской помощи, одноразовое питание, непрерывные посты и самоумерщвления. Орден был на грани роспуска. Папа Гонорий III метался между теми и другими, между босоногими (кармелитами, желающими нести подвиги во славу Божию) и умеренными – кардиналами. Пресвятая Дева лично явилась папе во время полуночной молитвы. Ее лик был строг и величественен. Царица повелела папе не принимать во внимание аргументы противников кармелитского ордена и утвердить преподносимый ими устав.
– То, о чем Я прошу, не может быть предметом спора, и человеческое не должно приниматься во внимание.
Богоматерь показала папе, в каком стеснении провела Она годы разлуки с Господом после Воскресения. Каких блаженств удостаивает Она аскетов и молитвенников!
– Господь в Евангелии дал заповедь питаться хлебом свыше, им одним.
Гонорий продолжал сомневаться, несмотря на строгое увещевание Пречистой, и Царица предсказала ему скорую смерть противников ордена. Уже наутро следующего дня папа узнал о неожиданной смерти двух кардиналов, ревностных противников Кармеля, после чего утвердил устав.
Киев, Украина, 1231 г.
Блаженный Хуазин, позже настоятель собора в Кракове, любил Святую Киевскую Русь. Католики называли его русским миссионером. В 1231 г. он оказался в Киеве, осажденном татарами. Хуазин чувствовал сильное волнение. Город был объят пламенем. Повсюду слышались крики, плач детей… Владычица Небесная открылась этому доминиканскому миссионеру и сказала:
– Ничего не бойся. Следуй за Мной.
Держа в руках неоконченную икону Пресвятой Троицы и изображение Пресвятой Девы, он выбежал из уже горящих церковных покоев, пробежал несколько кварталов, охваченных огнем – пламя не касалось его, – и бросился в воды Днепра. Хуазин благополучно переплыл Днепр и, пав на колени, возблагодарил Пречистую: ‘Ты точно вывела меня из ада!’
По ту сторону Днепра замолкли крики несчастных жертв. Татары прекратили варварскую расправу.
Вранау, Германия, 1240 г.
Вильгельм Розенберг, престарелый дворянин, почти потерял зрение, а теперь и слег без надежды на исцеление. Врачи находили его обреченным и давали понять, что вскоре придется вызывать священника. Одинокий Вильгельм лежал под тремя одеялами, с грелкой под боком, устремив подслеповатый взор на статую Пречистой, когда внезапно открылась ему Царица Небесная.
– Хочешь ли быть здоровым, сын Мой? – услышал больной голос, звучащий как бы из неисповедимых глубин его собственной личности. Прекрасное изображение стало еще прекрасней. Никогда этот одинокий добрый человек не видел существа столь совершенного.
– Я Мать божественной любви.
– Что я должен сделать?
– Обещай Мне посвятить свои земные дни на служение Мне и воздвигнуть на горе церковь в честь Брачного чертога Иисуса и Марии.
– Regina Divina Amoris! – восклицал наутро старичок, сам удивляясь тому, что встал, натянул панталоны и смог пройтись по дому.
Немедля было начато строительство, и уже с первыми молитвами в церкви он почувствовал себя совершенно исцеленным.
Хельфта, Германия, 1250 г.
Блаженный Мехфильд из Хельфты, согласно ‘Книге особой благодати’, написанной его современниками, рассказывал о многочисленных явлениях ему Пресвятой Девы. Этот подвижник был неоднократно наставляем Царицею Небесной в молитве ‘Богородице, Дево, радуйся’. Святая Дева говорила ему:
– Ни одна молитва не вызывает такого ликования в Моем сердце. Этой молитвой побеждается дьявол и все его козни.
Царица творила розарий вместе с Мехфильдом, учила его читать ‘Богородицу’ едва ли не по слогам, внимая каждому слову молитвы. Богоматерь открывала духовные законы и целые небесные миры. Снова и снова просила Своего посредника возвестить миру, как угодна Ей эта самая прекрасная из всех христианских молитв, возносимая от искреннего сердца.
Фолиньо, Италия, 1290 г.
Анджела из Фолиньо, крупнейшая боговидица средневековья, сестра францисканского ордена миноритов, сподобилась высот мистического откровения. Находясь в тяжелейших смертельных скорбях, переживала видения Господа и Пречистой Девы. Пресвятая Дева, неоднократно являясь ей в величественном сиянии, показывала, как Она просит о душах человеческих, каково Ее снисхождение к смертным и каковы высочайшие добродетели Ее, сокрытые от мира. Анджела сподобилась высот небесной крестной любви, неведомых миру.
В солнечном мире третьего тысячелетия зрение Анджелы из Фолиньо, то самое, что человек утратил после грехопадения, вернется тысячам сынов и дочерей рода адамова, обративших сердца к Богу.
Очень понравилась подборка о явлениях Богородицы. Не знаю как вас благодарить…но хочу пожелать вам счастья.
С уважением Наталья.