Закон и любовь

Спасительница наша, Ходатаица о спасении в последние дни мира, желает быть прославленной как Непорочное Зачатие.

Я – Непорочное Зачатие’ – возглашено премирно в Лурде в 1858 году.

Новый закон начертает Христос.
Никакого спроса человеческого! Кто вправе предъявлять счет за недостаток любви? Внутренний наш, внешнего не спросишь…

Закон и заповедь, постулированное, совестливое предписание – идти путём любви. Бессмысленно указывать, спрашивать, требовать, как о какой-то юридической статье.

Не укради’, ‘не прелюбодействуй’, ‘не кликушествуй’, ‘не идолопоклонствуй’ – здесь понятно: нарушил закон, оступился, и следует наказание. Можно свести к параграфам, статьям… Хотя можно и ловко обойти, по-фарисейски, казуистическими предписаниями, хитроумным образом разрушающими закон.

Новый завет и связанный с ним новый закон – заповедь любви – совершенно невозможно предписать как нечто обязательное. Он предполагает свободу. Вот почему Всевышний вкладывает его в сердца: ‘Новый завет заключу, не такой как с отцами, но закон свой вложу во внутренняя и напишу в сердцах’ (Иер. 31:31-33).

Можно ли любовь назвать законом? Внутренним, духовным, сокровенным. Вначале заповедь или совестливое предписание, обязательство, долг, но постепенно перерастает в необходимость и единственное правило.

Любви дoлжно стать мистическим постулатом и абсолютным мерилом

Вне любви нет Бога. Без любви ничто дары и прочее. Любви должно стать именно законом – внутренней вселенной, мистическим постулатом и абсолютным мерилом, относительно которого подвижник будет определять свою духовную ступень. Но как это сложно! Как желанны ещё для души внешние уставы и постановления, стереотипы и образы, которым она соответствует или не соответствует…

О любви ничего нельзя сказать. Между тем она исполняет закон. Покрывает, освобождает и приводит в горний мир. Условие действенности любви – мир.

Без сферы непорочности православное благочестие умирает

Православие не только предполагало непорочное святилище. Православие им жило. Теплился неугасимый фитилёк его лампады, образ Пренепорочной осиявал душу молитвенника, созидал чистое пространство сердца, упокаивал от мрака мира и грехов…

Без сферы непорочности, без царства непорочности умирает православное благочестие и ему на смену приходят осквернённость, хитрость и лукавство, подлость и предательство – дух мира.

Церковь непорочна, непятнаема грехом (такова её природа по учению святых отцов), пока исповедует веру в Непорочное Зачатие, или пока рождена свыше и представляет собой оазис, посольство, земной островок Царства Непорочности.

Само имя Пречистой Девы Пренепорочная предполагает апофатическое, приставкой ‘пре’ исключающее всякое человеческое сравнение, абсолютное, несказанное, умонепостижимое качество чистоты Пречистой Девы! Никакими человеческими словами нельзя определить Её чистоту. О ней говорится равно с чистотой Христа-Агнца: Он пренепорочный и Она пренепорочная.

Пренепорочность Пречистой – прямое указание на особый порядок, начало или сверхъестественное зачатие, которым пришла в мир Божия Матерь.

Она не просто чужда греху. В связи с Ней вообще невозможно какое-либо упоминание, действие, влияние греха, мира и дьявола. Она вне всего того, что одержит падший адамов род. Вот почему, глядя на Неё, грешник обновляется, облекается в нетление, преображается, свыше рождается, обоживается и восходит в Царствие.

Небо желает, чтобы мы славили нашу святую Госпожу как царство чистейшего света, абсолютно чуждое греху. Так и поступали праведные апостолы, святые отцы, мученики. Приведем свидетельства некоторых из них в подтверждение изначальной присущности православному сознанию учения о Непорочном Зачатии.

Андрей Первозванный и Божия Матерь

Андрей Первозванный, апостол и ученик Пречистой, наставленный в иерусалимской горнице, первый провозвестник Святой Руси, согласно преданию учил о первом Адаме как соделанном из чистой земли, произращавшей чистые растения и орошаемой чистыми водами с небес – благодатными дарами.

По слову священного писания, проклятие земли совершилось после грехопадения: ‘За то, что ты ослушался, проклята земля за тебя’ (Быт. 3:17). Надлежало, чтобы от чистой плодоносной Девы родился Христос – новый Адам, совершенный человек и Бог.

По мысли Андрея Первозванного, Пречистая – чистая земля, принимающая семена посева Божия, или новая земля чистейшего света. И если земля ветхой Евы оказалась потенциально осквернённой и содержащей в себе семя тли (приняла в себя семя тли наряду с семенем жизни), то Мария – земля нескверная, чуждая греху, по своей обновлённой природе органически не способная (!!) принять, вобрать в себя, втеснить что-либо греховное.

Святые мученики исповедовали веру в Бога истинного, которого никто никогда не видел. ‘Бог есть огонь поядающий’ (Евр. 12:29), и человек не может видеть Божество и остаться живым.

Но в мир пришло творение, которое свет вышний объял и не испепелил. Непоядаемое огнём божественной любви творение – Мария.

Огонь Неопалимой купины ходил со всеми, кто взирал на Христа и слышал Его слово. Мария оставалась в тени, но окружала учеников Христовых невидимым облаком божественного света, вне которого невозможно было взирать на этот поядающий огонь и остаться живым.

Невозможно смотреть на этот свет без того, чтобы ослепнуть. С Нею – напротив: испепеляющий огонь становится мягчайшим, невоспринимаемый свет – доступным, вожделенным, неслышимый голос – сладчайшим и желаемым, любимым.

Как в земные дни ученики и апостолы, так и поныне Его видят оком купины и слышат слухом кресолы – сердцем Марии, которое есть слух и зрение, обращённое в преображаемый человеческий мир.

Пресветлая палата – Приснодева

Сколько гимнов Непорочному Зачатию воспевает православная церковь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы! Четъи-минеи изобилуют жемчужинами прославления Царицы. Вселением Славы именуется Она (Рождество Богородицы).

Принято царю, посещающему город, предуготовлять сообразную палату. Пресветлому Царю (приставка ‘пре’ означает непостижимый, вышеестественный, вечный свет) положена пресветлая палата – Приснодева: чистейший свет входит в чистейшую обитель.

К Ней относятся слова, сказанные апостолом о Боге: ‘Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы’. Мария – свет, тьма в Ней исключена не только как явь, но и как возможность, как потенция, как сама мысль, оскверняющая наши уста, оскверняющая наше свидетельство.

Тайна Непорочного Зачатия по А. Е. Эммерих

Каким образом, задавались вопросом христианские мыслители (напр., о. Сергий Булгаков, ‘Купина неопалимая’), Дева Мария, будучи родом от ветхоадамических Иоакима и Анны, могла прийти в мир непорочной или чуждой греху, совершенной, светлой, Новой Евой, небывалым, неслыханным новым творением, первым из обо́женных тварных сущностей?

Над Иоакимом и Анной, хотя и были они праведные и соблюдали в чистоте закон, довлела печать проклятия и дьявол имел силу. Каким образом над их пресвятой дочерью дьявол не имел силы?

Каким образом Пресвятая Дева, произойдя от адамических родителей, могла стать Новой Евой, совершенно чуждой греху?

Догмат 1854 года гласит: ‘Она родилась с первого момента рождества без пятнышка первородного греха’.

В откровениях Анны-Екатерины Эммерих так объясняется тайна Непорочного Зачатия. Христос говорит в беседах своему другу Илиуду: ‘От Сифа до Авраама и от Авраама до Иоакима и Анны хранилось таинственное, благословенное начало’.

Бог хранил чистоту святости как мистическую тайну, как экхартову ‘искру Божию’. И эта тайна – благословенное начало, чуждое греху – передавалась от Адама к Сифу, от Сифа к Аврааму, от Авраама к Моисею. Из рода в род переходила она к праведным, без остатка посвящённым Богу, пока не перешло к Иоакиму и Анне.

Это было некое подобие непорочности – сохранность вышней жизни, которая таинственно присутствовала в избранных. Она передавалась через первородство от Авраама к Исааку, от Исаака к Иакову, коснулась великих судей древнего народа (Самуил) и пророков (Иоанн Креститель, также отчасти непорочный) и перешла к Иоакиму и Анне. Абсолютно праведные и совершенно чистые, они были избраны и предуготованы стать строителями совершенной светлицы, пресветлой царской палаты, предуготованной для Царя небес, сходящего на землю.

Согласно Анне-Екатерине Эммерих, Иоаким и Анна принадлежали к числу тех избранных, которых не коснулся первородный грех. Чистейший свет передавался от сердца к сердцу, прообразовывая Христа, хранимый для Его воплощения.

В этом чистейшем свете был сотворён ветхий Адам. В облаке этого света под действием Святого Духа и под Его наитием, пришел в мир Адам Новый в нескверном и чистейшем лоне Божией Матери.

Отцы церкви воспевали Приснодеву как совершенный храм, что прообразовывало Откровение Иоанна (21 гл.), видевшего новый, отверстый на небесах вселенский и всечеловеческий храм, священником которого был сам Бог Вседержитель. Храм, населённый ангелами, совершенный (в нём невозможно какое-либо упоминание о грехе). Храм небесный, спустившийся на землю.

Богословская доктрина Непорочного Зачатия выражалась в православной традиции именами Божией Матери Пречистая и Нескверная. Эти же имена относились ко Всевышнему. В Четъих-минеях на праздник Рождества Богородицы: ‘Пречистому и нескверному (непятнаемому, иммакулята, состав которого не воспринимает грех) Жениху подобает пречистый и нескверный чертог’…

Что же ещё, если не Непорочное Сердце, являет этот неоскверняемый грехом чертог любви?

Мария есть чертоги Жениха – Непорочное Сердце конца времён, простёртое над миром как шатёр и скиния, жилище Вышнего, куда приглашаются гости для Брачной трапезы.

Возрадуемся и возвеселимся, ибо наступил брак Агнца, и жена предуготовила себя’ (Откр. 19:7). Дни предуготовления завершились. Храм построен, войти приглашаются миллионы. Непорочное селение – Мария открывает двери храма для всех сирот, желающих родиться свыше, отрясти прах, оставить мир греха.

Согласно ветхозаветному учению, Бог восседает на херувимах. Пресвятая Дева выше херувимов: на Её руках Всевышний воссел как на троне, Она – Престол Херувимский. Мыслимо ли представить Херувимский Престол высших чинов небесных оскверняемым хотя бы подобием греха или порока?

Православное литургическое богословие изображает беседу архангела Гавриила с Пресвятой Девой (Четьи-минеи, Благовещение). Архангел открывает, что зачатие произойдет не по естеству (под естеством понимается падший порядок, задетый первородным грехом), а сверхъестественно, под действием Святого Духа, обителью которого и становится Божия Матерь.

Сверхъестественный образ (порядок, начало, зачатие) предполагает возвращение сверхъестественных добродетелей. Они именуются ‘вышеестественными’, поскольку обогащают, обновляют, преображают и обоживают природу, некогда осквернённую грехом. Они есть манна сокровенная, сходящая свыше и питающая христиан, помазанников Святого Духа.

Тот, от кого Ты приняла во чреве, совершит в Тебе неизречённое зачатие’.

Параллелизм Христа и Марии как Жениха и Невесты, Мужа и Жены

В новозаветной традиции видим полный параллелизм Христа и Марии как Жениха и Невесты, Мужа и Жены. Им подобает равная слава, Они одно. Невозможно, чтобы чистый прилепился к скверной, светлый к помрачённой. Нескверному Жениху подобает и Чертог чистый и неосквернимый.

Православное учение о вечнодевстве Марии

Православное учение о вечнодевстве традиционно воспринимают как воспевание девственности Марии. Догмат о приснодевстве Богородицы, принятый святыми отцами на вселенских соборах, говорит о Марии как об оставшейся девой и после рождения Сына Божия.

Смысл его, однако, более обширный. Иоанн Дамаскин, например, в ‘Исповедании православной веры’ так определяет приснодевство Марии: ‘Прежде рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева, едино умом, душой (сердцем) и телом приснодевствующая’.

Мария приснодевствует, зачинает свыше

Мария приснодевствует, или источает пречистый свет, и сегодня. Она не просто Приснодева в своей завершённой статичности, Она приснодевствует – зачинает свыше.

В её вечнодевство входит и девственное сердце – чистое, неосквернённое, вчера, сегодня и во веки непятнаемое.

Прославляя Марию под именем Вечно(присно)девы, святые отцы предполагали чистоту или девственность Её сердца, совершенным образом воспетую в догмате Непорочного Зачатия.

Сегодня этот догмат – наиважнейший в брани, ключевой для спасения, единственно оправдывающий путь и начертающий ориентиры. Ибо смысл его в том, что Приснодева, как чуждая греху, – непятнаемая, иммакулята, Та, над которой дьявол не имеет никакой силы. И поскольку его сила не убывала, и в последние дни мира как никогда сильны его атаки из-за агонии апокалиптического зверя, необходимо заручиться поддержкой противоположного начала – Той, которая победила его, попрала его главу как Облеченная в Солнце Жена, над которой он не имеет никакой власти!

Пречистая как новое начало, чуждое греху

Если не исповедовать Пречистую как новое начало, чуждое греху и власти дьявола – на что опереться? В ком взыскать надежду в брани?

Но вот воссиял на небе огненный столп, ум озарился надеждою: есть Та, которая имеет над ним власть, над которой он бессилен. Призови Её имя – и уже этим в духе победится враг!

Если бы мы призывали имя Непорочного Зачатия и вошли в его свет – князь мира был бы посрамлён и упразднён по всему лицу земли. И настало бы тысячелетнее царство Христа, обещанное Иоанном Боговидцем. Так и будет!

Матерь Божия по Игнатию Богоносцу

Игнатий Богоносец в письме к своему учителю Иоанну Богослову выражает мысль каждого истинного христианина: ‘Кто не пожелал бы видеть Деву, которая родила истинного Бога?’ Ангелы взирают на Неё. Но вот Царица открывается духовному взору купины, начертанной в сердцах: Божия Матерь вечно девствующая, действующая в настоящем чистотою…

По Игнатию Богоносцу, Она полна благодатных даров и милостей. Мученик церкви подчеркивает тайну Непорочного Зачатия – возвращение сокровищницы даров Духа Святого, отнятой у прародителей после грехопадения. Сокровищницы плодов от древа жизни, которым надлежало питать вечное и бессмертное тело, дарованное Адаму и Еве.

Стамна с манной ветхозаветного ковчега символизировала светолитную и солнечную дароносицу – Марию Вечнодевствующую, или Непорочное Сердце, как сосуд, содержащий в себе пренебесные добродетели нового зачатия, нового завета, нового закона.

Дионисий Ареопагит, удостоившись посещения Божией Матери, так пишет Павлу: ‘Если бы не держал я в памяти учение, преподнесённое тобой о Боге истинном, я бы почтил Её поклонением, подобающим истинному Богу, так Она прекрасна, непостижима, ибо подобна истинному Богу’.

Нигде, ни в какие времена, ни от одного святого отца не услышите вы проклятия, анафемы, осуждения тех, кто прославляет Пресвятую Деву и поклоняется Ей как совершеннейшему свету, чистейшей, брачному чертогу!

Мыслимо ли представить восстание на того, кто славит Матерь Бога? Не есть ли это открытая хула и осквернение уст?

Напротив, святые отцы дерзали анафематствовать именно тех, кто не воздавал подобающего поклонения Пресвятой Деве. Их называли в истории христианства еретиками и вероотступниками. Для обличения ошибок их учения собирали вселенские соборы. Церковь держалась за облако света, ища не столько чистоты догматического учения, сколько сохранения святости и непорочности через взирание на Божию Матерь – Зерцало славы Вышнего.

Максим Исповедник (VII век) так отвечал оклеветавшим его и упрекавшим в непочитании Божией Матери: ‘Кто не исповедует Богородицу Матерь Божию как всепетую, святейшую и пренепорочную – тот да будет анафема!

Не знаю ничего более ужасного, чем осквернять Царицу Непорочную – хула на Святого Духа!

Её благоутробие (божественное лоно), несущее благодать Святого Духа, пространнее небес, вмещает всех. Она всечеловеческая Мать. Почитание Марии-Купины, Марии-Облака, в котором христианский народ совершает свой исход из мира и входит в новые, вечные земли, обетованные ему Всевышним, напрямую зависит от силы и действенности молитвы.

Святым отцам было соборное откровение о том, что молитва Пресвятой Девы укрепляла апостолов в их земном свидетельстве. Благовестники Христовы были изведены из темницы силою Её молитвы (Деян. 5). Первомученик архидиакон Стефан претерпел мученичество и увидел славу Богоматери, благодаря молитве Приснодевы, с которой был в таинственном общении, и помощь которой призвал в час своего свидетельства.

Сверхъестественные добродетели, в которые Она облекает нас

Житие Сергия Радонежского (Четьи-минеи, 25 сентября) рисует изумительный образ новых обителей, живущих под покровом Непорочной Девы.

Праведный Сергий скорбит о монастыре, который желает построить, и просит Пречистую в своих молитвах, чтобы Царица призрела на основанную им обитель. Богоматерь является ему и говорит: ‘Я всегда буду взирать (око Божие, зерцало вышнего света, око попечительствующее) на обитель, подавая в изобилии блага, сохраняя и покрывая её. Троице-Сергиевская лавра – обитель богородичная’.

Что Божия Матерь сказала об обители Сергия Радонежского, сегодня говорит об оазисах последних дней: они будут хранимы и покрыты от кар Божиих, неумолимо приближающихся час от часа.

Амвросий Медиоланский сравнивает Божию Матерь со столпом – башней Давидовой, говоря о том, что знаменитое укрепление древнего Иерусалима прообразовало сердце и свидетельство Пренепорочной.

Назначение древнего столпа было двоякое: защищать и украшать. Башня Давидова защищает народ от врагов видимых и невидимых: Нескверная – победительница дракона, над которой он не имеет власти. И украшает древний город, ибо совершенно изваяна горним Архитектором.

Украшение Марии, Башни Давидовой – сверхъестественные добродетели, в которые Она облекает нас и которые втесняет как жемчужины своей царской короны, передавая от своего сердца к нашим.

Заступница

Церковь сегодня прибавляет к евангельской молитве ‘Радуйся, Мария’ еще и ‘Святая Мария, Матерь Божия, моли о нас, грешных, ныне и до самого смертного часа’ (точнее, ‘в час смерти нашей’). Эта формула не институциональная (католическая или православная), но древняя и принадлежит церкви в целом как её вечное достояние.

Имя Марии Заступница (Пресвятая Дева просит о его прославлении в откровениях XX столетия от Амстердама до Гарабандаля) не сводится к помощи Пречистой в ‘пограничной’ ситуации внешних бедствий.

На православный праздник Покрова церковь молится о заступлении Пречистой в час смерти: ‘Покрой нас и приди на помощь в час, когда душа разлучается с телом’ (Четьи-минеи, 1 октября). Имя Пречистой Заступница означает самое сокровенное: Она заступится за нас в час, когда решается удел, при переходе в вечность.

Она – Премилосердная. С Нею связана надежда на то, что грехи, непрощённые и неискупленные, будут прощены Её заступничеством в час смерти и в вечности.

Спасительница наша, Ходатаица о спасении в последние дни мира, желает быть прославленной как Непорочное Зачатие.

Я – Непорочное Зачатие’ – возглашено премирно в Лурде в 1858 году.

Важность непорочной вселенной в том, что дьявол не имеет над ней никакой силы. С помощью Непорочного Зачатия, великого щита и силы Вышнего, Царь наш Христос Миннелик одержит победу над своим врагом дьяволом. Мария непятнаема, неосквернима, приснодевствует, царит во веки. Где Она, там отступает враг, его козни ничто пред Её лучезарным милостивым взором.

Над миром простёрто облако купины. Земля озаряется сиянием фаворских кущ. Сгорают старые кусты – современные большие города, куда бежит Адам от Бога, облучаемый гипнозом змея (похоть, разврат, ложь, порок). Облако купины простирается над прежними пустынями. В нём говорит Бог: живая вера, апостольская церковь.

Купина ограждает от духа мира (от питания прахом и грехом), ведёт в Царство, указует путь и покрывает нас ныне и в час смерти нашей.

О, как необходим нам сегодня непрестанный покров Пречистой! Блаженны взыскавшие чистоты и уцеломудрившиеся. Блаженны поклонившиеся Покрову святых и Ею покрытые в час бедствий. Они и будут хранимы, когда земля будет испепелена. Верным откроется Новое небо и Новая земля.

Возлюбленные, расцветает день! Восходит в сердцах заря утренняя. Сбываются пророчества святых. Близок час, когда небеса с шумом прейдут (2 Петр. 3:10). Стихии разгоревшись, сгорят дотла, со всеми греховными делами и, возможно, грешниками. Воспламенённые небеса обрушатся на землю, бесследно исчезнет и растает как дым наследство древнего змея.

Вселенная гипноза удалится, как если бы и не было её. А мы да пребудем неосквернёнными (под покровом Нескверной, Непятнаемой) и непорочными (в сердце Непорочной) и долготерпением Всевышнего да будем спасены (2 Петр. 3:14,15).

Посты схожей тематики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

   

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта